Top.Mail.Ru

Posted 31 января 2016, 21:00

Published 31 января 2016, 21:00

Modified 8 марта 2024, 03:14

Updated 8 марта 2024, 03:14

Рецепт приема Мистуры

31 января 2016, 21:00
Вчера в Женеве начались переговоры по сирийскому мирному урегулированию (получившие название «Женева-3»), с которыми все сколько-нибудь заинтересованные в окончании гражданской войны в Сирии стороны связывали большие надежды. Пока надежды не оправдываются. Говорить напрямую сторонники и противники президента Башара Аса

Еще задолго до начала переговоров в Женеве стало ясно, что, собственно, главное, ради чего они затевались, в очередной раз не состоится. Ни одна из по-настоящему крупных и влиятельных сирийских оппозиционных группировок не сядет за стол переговоров с Башаром Асадом. Вместо прямого диалога будут беседы со спецпосланником по Сирии генсека ООН Стеффаном ди Мистурой (на фото) (гражданином Швеции и Италии). Фактически он берет на себя функцию посредника между сторонами. При этом гарантий того, что хоть одна из сторон будет что-либо исполнять, нет. Есть лишь план, утвержденный на уровне ООН. Согласно ему, через шесть месяцев в Сирии должны пройти свободные выборы, которые, как предполагается, положат конец кровопролитию.

Тем не менее ООН, посредникам из России, США и ЕС, потребовалось немало усилий, чтобы убедить участников гражданской войны пойти даже на такой формат переговоров. Не случайно их дата несколько раз переносилась. Утром в пятницу, когда наконец в Женеве было объявлено об открытии переговоров, выяснилось, что на них не будет присутствовать главный участник – так называемый «Высший комитет по переговорам». Эта организация, сформированная в декабре в Эр-Рияде, является «голосом» всех вооруженных группировок в Сирии, которые воюют при финансовой и организационной поддержке Саудовской Аравии. То есть, по существу, она представляет всех самых боеспособных противников Асада, если, естественно, не считать запрещенную в России группировку «Исламское государство». «Высший комитет по переговорам» сразу же занял предельно жесткую позицию: только он является представителем сирийской оппозиции и диалог соответственно возможен только с ним. Кандидатов на переговоры, предлагаемых Россией, комитет официально именовал «третьей стороной» и «псевдооппозицией». Так, и Саудовскую Аравию, и еще в большей степени Турцию не устраивало предполагаемое присутствие на переговорах представителей курдов – партии «Демократический союз» (PYD). Турецкие власти прямо обвинили эту партию в связях с Рабочей партией Курдистана, которая в Турции официально считается террористической. Саудовская Аравия идет еще дальше и видит в PYD агентуру Асада. В свою очередь «Высший комитет по переговорам» настаивал на присутствии в Женеве представителей целого ряда группировок, считающихся террористическими в других странах. Прежде всего речь идет о движении «Ахрар аш-Шам». По его позициям, а также по позициям его близкого союзника, группировки «Джебхат ан-Нусра», российская авиация наносит бомбовые удары.

Только в пятницу поздно вечером появились сообщения о том, что «Высший комитет по переговорам» все-таки будет беседовать с ди Мистурой. Сменить гнев на милость просаудовскую оппозицию заставил своеобразный размен. Представители «Ахрар аш-Шам» не приехали в Женеву. Но приглашение прибыть туда не получила и PYD.

Диалог ди Мистуры и «Высшего комитета по переговорам» пройдет как минимум в два этапа. Первая встреча состоялась в воскресенье (ее шведско-итальянский дипломат назвал «визитом вежливости»), вторая состоится сегодня. Причем сегодня же ди Мистура будет беседовать с представителями Асада. Кстати, сам «Высший комитет по переговорам» уже в ходе «визита вежливости» заявил, что прямой диалог с представителями сирийского президента для него исключен, пока тот не выполнит резолюцию Совета безопасности ООН № 2254 по мирному урегулированию ситуации в Сирии. Этот документ в Эр-Рияде толкуют достаточно вольно – как некую «дорожную карту» по отстранению Асада от власти. Таким образом, «Женева-3», как и аналогичные переговоры в том же городе двухлетней давности (так называемая «Женева-2»), «спотыкается» о все тот же вопрос – судьбу сирийского президента. И кардинальных прорывов здесь не видно. Правда, накануне переговоров влиятельное издание Financial Times утверждало, что Россия якобы пыталась склонить Асада к отставке. Но, однако, и пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, и министр иностранных дел Сергей Лавров выступили с категорическим опровержением этой информации.

Подпишитесь