Posted 27 января 2016, 21:00
Published 27 января 2016, 21:00
Modified 8 марта, 03:16
Updated 8 марта, 03:16
Видимо, звучавшие повсеместно для успокоения населения официальные заявления о том, что «дно кризиса пройдено» и у российской экономики есть ресурсы для преодоления кризиса, сыграли злую шутку с самим правительством, ввергнув его в избыточно позитивные ожидания. Во всяком случае, первоначально власти не собирались формировать антикризисный план на 2016 год. К его срочной разработке правительственные ведомства приступили только после предыдущего совещания у президента 13 января, состоявшегося вслед за резким обвалом цен на нефть – ниже 30 долларов за баррель.
Предварительные предложения по антикризисному финансированию, подготовленные Минпромторгом, Минсельхозом, Минэнерго, Минтрансом, Минтрудом и Минздравом, составили, как утверждают источники «НИ», знакомые с проблемой, в общей сложности порядка 1,7 трлн. рублей – не многим меньше антикризисного плана 2015 года. Но в настоящий момент в обобщенный план Минэкономразвития (МЭР) включило меры только на 737 млрд. рублей. Правда, Минфин до сих пор не внес своих предложений, так как у ведомства нет окончательного понимания параметров неизбежного секвестра бюджета.
В целом 96 имеющихся на данный момент пунктов антикризисного плана разделены на четыре основные части – меры по структурной перестройке экономики и улучшению инвестиционного климата, меры по поддержке регионов, по поддержке отраслей и по обеспечению социальной стабильности. И как раз наличие мер по структурной перестройке знакомые с планом эксперты называют существенным позитивным отличием нового плана от того, что был реализован в прошлом году.
Наибольшую сумму – 310 млрд. рублей – предполагается направить на бюджетные кредиты регионам. Впрочем, здесь есть маленькая уловка – эта сумма уже была оговорена в федеральном бюджете, так что ее просто перенесут в область антикризисных мер. Поддержка автомобильной промышленности обойдется в 137,7 млрд. рублей. При этом 88,6 млрд. рублей будет профинансировано из федерального бюджета, а 49,1 млрд. рублей – из антикризисного фонда.
Ключевой вопрос, которым задаются эксперты, – за счет каких средств будет финансироваться антикризисный план? Основными источниками в этом плане определены федеральный бюджет и антикризисный фонд. Впрочем, последний не был сформирован в бюджете 2016 года, принятом в декабре минувшего года. Так что с большей вероятностью он будет формироваться за счет предстоящего секвестра бюджета, дефицит которого на настоящий момент составляет 3% ВВП.
Судя по утечкам из правительственных коридоров, целый ряд пунктов плана, обсуждавшихся ранее, исключены из окончательного текста. Так, в проект не попало предложение об ограничении уровня оплаты топ-менеджеров госкомпаний исходя из рыночного уровня и реальных результатов работы компаний, об ограничении зарплаты руководителей госучреждений и ГУПов. Осталась за бортом и мера по введению прогрессивной шкалы НДФЛ на сверхвысокие доходы. Так же среди отклоненных предложений оказалась и доиндексация пенсий на 8,6%. Впрочем, по заверениям кабинета министров, эти предложения все равно будут доложены президенту. А вот пункт о подготовке в 2016 году предложений по возможным срокам и темпам повышения пенсионного фонда остался в антикризисном плане.
По словам бывшего министра финансов и главы Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, России нужны не антикризисные планы, а структурные реформы. Эксперт считает, что в текущих условиях правительству придется прибегнуть к сокращению бюджета, начать тратить резервные фонды и даже рассмотреть вопрос о повышении налогов. Однако все эти антикризисные меры не помогут адаптировать экономику к новым условиям, если власти не проведут структурные реформы.
Что готовы сокращать россияне?