Posted 26 января 2016, 21:00
Published 26 января 2016, 21:00
Modified 8 марта, 03:17
Updated 8 марта, 03:17
Структура управления Компартией Вьетнама очень схожа с той структурой, которая была у КПСС. Делегаты съезда должны избрать Центральный комитет, который, в свою очередь, должен избрать политбюро и генсека. Что касается формально не партийных должностей (премьер-министра и президента), то по ним съезд выносит лишь рекомендации, которым, правда, законодатели следуют всегда. Генсек – это высшая должность в стране, премьер – вторая по значимости.
66-летний Зунг (на фото) на посту главы правительства проработал два срока. За это время он приобрел себе репутацию реформатора-рыночника и сторонника сближения с США – этакого вьетнамского Горбачева, сумевшего, правда, в отличие от Михаила Сергеевича, добиться успехов в экономике. В прошлом году страна показала одни из наиболее высоких темпов экономического роста в Азии – 6,7%. Народное хозяйство Вьетнама может похвастать рекордными инвестициями.
Впрочем, сказать, что в экономике страны все безоблачно, нельзя. Кризис в банковском секторе и неэффективность госпредприятий становятся причиной критики в адрес премьера. Зунг достаточно популярен в стране. Вероятно, это и подтолкнуло его к решению побороться за высший партийный пост.
В воскресенье он выдвинулся в новый ЦК Компартии. Это явно означало, что Зунг готов бросить вызов единственному кандидату на пост генсека партии, нынешнему руководителю КПВ Нгуену Фу Чонгу. Обсуждение кадровых вопросов делегатами съезда продолжалось за закрытыми дверями всю ночь. И только в понедельник вечером появился список утвержденных кандидатов в члены ЦК. Зунга среди них не оказалось.
Фактически он выбыл из борьбы за власть. Ведь для того, чтобы претендовать на самые высокие посты, нужно как минимум входить в состав Центрального комитета КПВ. Агентство Reuters, ссылаясь на неназванные источники, пишет, что кроме Нгуен Тан Зунга в фактическую отставку на съезде ушел и президент Вьетнама Чыонг Тан Шанг.
Сигнал, посланный съездом, ясен: партийная верхушка решила поддержать, как выражаются местные бюрократы, «сбалансированное руководство» партией и государством, в котором нет места для не лишенных харизмы личностей типа Нгуен Тан Зунга, которые могут резко поменять курс страны.
А возможно, премьер-министр всего лишь сам себя наказал. Ведь события на XII съезде Компартии Вьетнама стали неожиданностью. Хотя за рубежом Зунгу не раз предрекали кресло генсека, он сам еще ни разу публично не говорил ни об уходе в отставку, ни о желании возглавить компартию и вообще позиционировал себя как технократа, чурающегося борьбы за власть и не идущего против воли партии.
Некоторые эксперты полагали, что так оно и есть. Не исключено, что технократ Зунг, решивший вдруг сыграть собственную партию, в силу неискушенности в партийных интригах допустил чисто техническую ошибку: слишком поздно начал бороться за контроль над съездом, не успев заручиться нужной поддержкой. Как бы то ни было, пост премьера он теперь оставит и продолжит руководить правительством, лишь пока ему не будет найдена замена.