Но одного дня позитивных новостей с валютного рынка недостаточно, чтобы ликвидировать предпанические настроения россиян.
В итоге официальный курс ЦБ РФ на субботу, 23 января, составил 80,57 рубля за доллар и 87,22 рубля за евро, что соответственно ниже примерно на 3 рубля, чем показатели днем ранее. При этом на торгах относительно максимумов четверга американская валюта упала на 8 рублей, а евро – на 9. В основном это стало естественной реакцией на резкий отскок вверх нефтяных цен.
В пятницу нефть эталонной марки Brent поднялась на 8,4% – до 31,7 доллара за баррель, хотя еще днем ранее торговалась на уровне 28 долларов.
Этот рост, считает доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Василий Якимкин, скорее временная коррекция, которая вызвана также и заявлениями главы Европейского центрального банка Марио Драги о сохранении и углублении количественного смягчения на территории ЕС. В целом же дно будет прощупано валютой после первого квартала – уже в апреле, и если до этого удастся продержаться в пределах нынешних колебаний, то имеется перспектива на будущее укрепление рубля.
Эксперты же отмечают, что резкое ускорение падения рубля в ходе минувшей недели произошло не только из-за влияния нефтяных цен, но и по причине исчерпавших себя технических факторов, которые накопились ранее. Так, всю неделю, по мнению аналитика Sberbank CIB Владимира Пантюшина, экспортеры держали паузу, не продавая валюту и тем самым придавая инерции «саморазгоняющемуся» тренду падения. Но 86 рублей за доллар, видимо, стали отрезвляющим «пинком», и экспортеры, да и другие игроки рынка – и долгосрочные инвесторы, и спекулянты, проявили заметную активность, продавая валюту. А в ближайшие семь дней поддержать рубль должны налоговые выплаты российских компаний и возможная продажа валюты экономическими агентами для фиксации прибыли за счет курсовой разницы.
Впрочем, связка рубль – нефть все еще очень крепка, хотя глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина на расширенной коллегии Минфина РФ в пятницу заявила, что эта зависимость снижается. «Эти вербальные интервенции также оказывают рублю поддержку», отметил в беседе с «НИ» Василий Якимкин.
Кроме того, напомним, что в четверг, 21 января, ЦБ провел и экстренное совещание с представителями банковского сектора. По просочившимся оттуда данным, на повестке дня стоял вопрос противодействия обвалу рубля. В итоге банкиры признали текущую ситуацию «вполне стабильной и управляемой». А пресс-служба самого Банка России сообщает, что в ходе заседания обсуждались условия кредитования российских компаний в 2016 году. В целом же власти настаивают на том, что ситуация с рублем полностью определяется рыночными условиями, а россиянам нужно меньше обращать внимания на поведение валют.
Но как не обращать, когда волатильность рубля напрямую отражается на жизни населения. Трудно не заметить, что на волне нового падения рубля россияне снова массово скупают бытовую технику длительного пользования. Существенное отличие января 2016 года от ноября 2014 года – у населения не осталось собственных денежных средств для этих целей, и оно приобретает товары в кредит.
По данным банков, число POS-кредитов (то есть кредитов, выданных под конкретные товары непосредственно в магазине) в январе 2016 года почти равно этому показателю в ноябре 2015 года (предпраздничный декабрь считается некорректным для сравнения месяцем). Два первых банка из топ-5, по версии Frank Search Group, занимающихся таким видом кредитования, выдали в январе 2016 года и ноябре 2015 кредитов на равную сумму в 7 млрд. и 3 млрд. рублей соответственно. Впрочем, стратегия вкладывать дешевеющие рубли в бытовую технику и электронику не имеет особого экономического смысла, считают эксперты. Но прошлогодний опыт, когда россияне остались на руках с большим числом ненужной им техники, которую потом оказались не в состоянии перепродать, ничему население не научил.
Правда, статистика свидетельствует об отсутствии массовой покупки валюты населением. Но эксперты предлагают не спешить радоваться этому факту: он объясняется как раз отсутствием у россиян лишних денег из-за падения реальных доходов почти на 9% в 2015 году. А кредитов на покупку долларов, к счастью, еще никто не выдает.