Выпускница Олега Кудряшова Ольга Лапина уехала после института в Прибалтику, и «Фабрика слов» по Аньес де Лестрад на сцене Сретенки стала ее столичным дебютом. Художник Мариус Яцовскис встроил на сцене хитросплетения черных фабричных труб, среди которых блуждают два семейства – богатенькие отец с сыном и бедняки – отец, мать, сын и дочь. Где-то в темноте спрятался маленький оркестрик во главе с Алексеем Золотовицким. И написанная Павлом Акимкиным музыка задает ритм и темп движениям персонажей, их погоням, дракам, семейным чаепитиям и отчаянной ловле бабочек слов. Актеры, музыканты, художники по свету работают с высокой слаженностью цирковой команды. А лирика семейной истории любви и дружбы чудесно оттеняется юмором многочисленных гэгов и сценических импровизаций.
В мире, придуманном французской писательницей, слова почти никому не по карману (чем длиннее и красивее слово, тем дороже оно стоит). А уж беднякам единственный шанс обрести хоть какой-то словарный запас – поиски слов, потерянных на улице или забытых в фабричных ящичках. Выходя на охоту с сачками для бабочек в самый ветреный день, семейство ловит потерявшиеся словечки – «вишня», «стул», «пыль».
Безъязыкость мешает объясняться и с соседями, и с домашними. Но особенно она нестерпима, когда хочется рассказать о своих чувствах чудной девочке с ярко-красными волосами, которая то и дело возникает где-то поблизости, улыбается всему окружающему миру и снова уходит в темноту. Богач-отец может купить своему сыну целое предложение: «Я люблю тебя, выходи за меня замуж». А все бедное семейство только и может, что собрать сыну набор из «пыли», «вишни» и «стула»…
Ситуация практически безысходная, но, к счастью, люди понимают друг друга не только на вербальном уровне. И доброту еще никто не отменял. Слова стоят очень дорого, но чувства – еще дороже…
Героями спектакля «Своими словами» Дмитрия Крымова стали ученые-русисты из Брно, Тулузы, Тампере и Ганновера, которые вознамерились рассказать детям о романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Знакомые черты артистов Анны Синякиной, Натальи Горчаковой, Максима Маминова и Сергея Мелконяна трудно распознать за париками, очками-линзами, накладными животами и увеличивающими рост котурнами. Обращаясь к зрительному залу и отдельно к четырем пластиковым подросткам, их герои рассказывают-разыгрывают разнообразные составляющие мира «Евгения Онегина».
Что такое театр, куда любил ездить Евгений? На сцене –вырезанный из картонной коробки макет, куда, освещенный светом фонарика, спустится ангел. Откуда пошло выражение «так плохо, что тушите свет»? Зрители от досады задувают свечи в ближайших канделябрах. Что такое русская зима? Тут артисты вызывают из зала добровольцев, которые изображают шалуна с отмороженным пальчиком, камыши на озере, куда идет купаться гусь, мать, грозящую шалуну в окно… Ораторы путаются в ударениях, падежах и склонениях: «пИсал» Пушкин снег или все-таки «описывал»?
Но, не сбавляя напора просветительского азарта, все больше воспаряя в гибельные выси, четверо отважных пушкинолюбов рассуждают об отличиях аглицкого сплина от русской хандры, демонстрируя целый чемоданчик предметов, к которым охладел Онегин: «прямые ножницы, кривые и щетки тридцати родов и для ногтей, и для зубов»…
Темы усложняются. И вот представительница общества любителей Пушкина из Тулузы (Анна Синякина) снимает стриженный седой парик, слезает с котурн. И вот маленькая и гибкая Таня Ларина кричит «бонжур» пришедшей к ней толпе деревенских баб и мужиков (во главе пестрой вереницы монтировщиков и осветителей театра – сам режиссер-постановщик Дмитрий Крымов в шапке пирожком). А потом сочиняет главное письмо русской литературы, перекидывая перо из пальцев одной босой ноги в пальцы другой. Перья множатся. И юная мечтательница уже пишет руками и ногами… Няня (поразительный Сергей Мелконян с шарфиком на голове и сползающими накладными грудями) бегает по лестнице, безрезультатно открывая и закрывая форточку… Самого Онегина на дне рождения Татьяны «сыграет» вызванный из зала парень, который, доставая из подарочного пакета гигантский пластиковый пистолет, нечаянно (так у Пушкина) убивает юношу-поэта Ленского (Максим Маминов).
В финале искусствоведы-любители выкатывают на авансцену станки с крутящимися лентами, чтобы показать, как зима сменяется весной, а весна – зимой. А люди очень редко умеют вовремя оглянуться и оценить прошедшее. Как порой самое важное остается под снегом, а мы не замечаем похороненные кусочки души.
Для детей надо работать как для взрослых, только еще лучше, как-то заметил известный детский писатель. Маяковка и Лаборатория Дмитрия Крымова уверяют, что линия постановки детских спектаклей будет продолжена. В программке «Своими словами» нам обещают пересказать и «Мертвые души» Гоголя, и «Остров Сахалин» Чехова, и «Капитал» Маркса. А значит, Сретенка еще долго будет оставаться важной магистралью театральной Москвы.