Posted 21 января 2016, 21:00
Published 21 января 2016, 21:00
Modified 8 марта, 03:20
Updated 8 марта, 03:20
Дело в том, что с 1998-го по 2015 год существовала учрежденная Гильдией киноведов и кинокритиков Национальная премия кинокритики и кинопрессы, призом которой до 2005 года был «Золотой овен», а после – «Белый слон», так что в течение последних десяти лет она называлась «Белый слон». Сначала премию финансировали продюсеры Александр Роднянский и Игорь Толстунов, потом Минкульт, но после назначения Владимира Мединского министром культуры госфинансирование было прекращено, и два предыдущих года средства на ее проведение выделял Союз кинематографистов РФ.
Присуждение «Белого слона» осуществлялось в два тура – в первом мог принять участие любой киножурналист, кинокритик и киновед. Этот тур определял номинантов премии. Во втором туре экспертный совет гильдии, включающий кинообозревателей крупнейших СМИ и известных специалистов по кино, выбирал победителей из числа номинантов. Критериями присуждения премии были профессиональный уровень и художественная новизна картин, так что призерами «Белого слона» становились главным образом представители авторского кино. Это-то и отличало премию от «Ники» и от появившегося в начале нулевых «Золотого орла», преимущественно обслуживающего интересы председателя Союза кинематографистов Никиты Михалкова и его окружения в области многобюджетного и государственнического кинематографа.
В прошлом году в недрах Союза кинематографистов возникла идея более широкой и менее элитарной премии кинокритики и кинопрессы, чем существующая. Руководство союза предложило гильдии реформировать «Белого слона», обещав получить под обновленную премию солидный грант Министерства культуры. Предложение было заманчивым и вместе с тем рискованным, поскольку многие выразили опасение, что гильдия послужит прикрытием для новой премии, всецело зависящей от председателя СК.
В гильдии разразилась бурная дискуссия, в результате которой было принято соломоново решение: продолжать присуждение премии «Белый слон», ограничив круг ее участников гильдией, а параллельно организовать премию кинопрессы, взяв ее под свою крышу. То есть придумать для нее регламент, сформировать оргкомитет, собрать «электорат» из всех регионов России и провести два тура голосования. В первом туре эксперты гильдии выберут номинантов, а затем все остальные участники определят лауреатов.
По мысли инициаторов, прозрачность и открытость обеих премий не позволят никому вмешиваться в процесс присуждения и лоббировать свои интересы. Немаловажное значение имеет и просветительский аспект премии кинопрессы – предполагается, что ее участники смогут посмотреть в Интернете все фильмы, вошедшие в число номинантов или в так называемый шорт-лист из 10–15 картин.
Таким образом, новую премию кинопрессы можно рассматривать как дочку или ответвление «Белого слона». По каким внутренним критериям ее выборщики из разных городов будут оценивать фильмы, покажет опыт. Может быть, две премии в корне разойдутся, может быть – сойдутся, подтверждая друг друга, а может – даже сольются. Важно, чтобы все происходило по доброй воле и соглашению сторон.