Posted 21 января 2016, 21:00

Published 21 января 2016, 21:00

Modified 8 марта, 03:20

Updated 8 марта, 03:20

Отступать дальше некуда

21 января 2016, 21:00
Прошлый год был на редкость сложным для автопроизводителей. Зимой наблюдался ажиотажный спрос на машины, весна ознаменовалась глубоким падением продаж, ну а лето и осень постепенно «вытянули» рынок к отметке в 1,5 млн. реализованных авто. Чего же ждать от наступившего года?

Еще прошлой весной многие автодилеры ждали скорого возвращения российского рынка к росту. Рисовались радужные картины отмены санкций и возобновления доступного кредитования. Однако операция в Сирии и трудности во взаимоотношениях с соседями развеивают эти мечты. Приходит понимание, что установившийся объем продаж в 1,5 млн. штук – это надолго.

По словам председателя комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ) Йорга Шрайбера, продавцам и производителям в России придется приспосабливаться к установившемуся потенциалу. Около 200 дилерских центров в России прекратили работу или сменили профиль.

Однако среди отечественных производителей не все так плохо. Несмотря на 33-процентное снижение рынка, производство новых машин в России по итогам года упало примерно на 15%. Некоторые дорогие модели среднего сегмента уступили место доступным машинам, разработанным специально для российских реалий. Неплохо трудится питерский кластер Hyundai-Kia, Volkswagen вложился в калужское производство двигателей, Renault-Nissan лидирует по локализации, запустил свой конвейер по сборке моторов и Ford Sollers.

Сейчас начинается переструктурирование рынка. Крупные игроки работают на перспективу, и главная борьба разворачивается за захват доли рынка. На фоне 6-процентного роста мировых продаж находятся средства на стимуляцию этой войны.

По словам председателя Российской ассоциации автодилеров Владимира Моженкова, сегодня наметилось две стратегии действий. Это удержание доходности и борьба за будущее за счет демпинга и сокращения издержек. Машины можно отдавать по себестоимости с надеждой на послепродажное обслуживание. Такой путь выбрали Hyundai-Kia, Volkswagen, Renault-Nissan. Отечественная Lada решилась на первый путь и задрала цены на уровень заокеанских конкурентов.

В общем, предстоящий год обещает быть трудным, но интересным. Скорее всего, ценители дорогих и престижных машин изменят вкусам и пересядут на антикризисные модели, такие как Polo-седан, Solaris или Duster. Продолжится и локализация, а значит, отечественное производство может ожидать небольшой рост к устоявшимся величинам прошлого года. Что же касается импорта, то он сконцентрируется в основном на премиальной технике.

По заверениям эксперта агентства «Автостат» Игоря Моржаретто, российский рынок имеет свой предел, ниже которого падение не произойдет. Он составляет примерно 1,3 млн. машин.

Подпишитесь