В частности, не смогли окупиться в кинотеатральном прокате и так называемые «патриотические» и все как одна великобюджетные картины: «Батальонъ», «А зори здесь тихие», и даже лучшая из этого пула «Битва за Севастополь».
Из 126 произведенных российских картин прибыль продюсерам, согласно данным портала kinodata.ru, принесли всего пять (такого не было с 2005 года): «Три богатыря: ход конем» (сборы почти в 5 раз больше бюджета), «8 новых свиданий» (в 3 раза), «Пиковая дама: черный обряд» (в 2,5 раза) и «Решала 2» (в 2,4 раза) и «Духless 2» (в 2 раза).
А вот впечатляющий список провалов года, предсказуемых еще на стадии сценария: «Савва. Сердце воина» (бюджет – 33 млн. долларов, сборы в 10 раз меньше), «Он – дракон» (бюджет – 20 млн. долларов, сборы в 12 раз меньше), «Территория» (бюджет – 18 млн. долларов, сборы – в 12 раз меньше), «Родина» (бюджет – 7 млн. долларов, сборы – в 9,3 раза меньше) и рекордсмен под названием «Душа шпиона», снятый народным депутатом Владимиром Бортко (бюджет – 10 млн. долларов, сборы – аж в 500 раз меньше).
Учитывая, что система государственной поддержки отечественного кино была перестроена в 2010 году, а руководство Минкульта и Фонда было сменено в 2012-м и начале 2013 года, ответственность за последующий спад ложится на эти инстанции, определяющие госполитику в области кино. Идеологический нажим, ужесточенные правила выдачи прокатных удостоверений вместе с запретом на показ «беспаспортных» фильмов, страх кинематографистов перед последствиями нарушения неписаных норм и не могли привести к иным результатам.
Нетрудно предвидеть и меры, которые будут предложены для поправки положения дел в отечественном кино. Ограничение количества закупаемых для проката иностранных фильмов сразу повысит долю российских лент до желаемой величины – вплоть до 100% при полном запрете импорта. Только вот их окупаемость от этого не увеличится, поскольку вместе с уменьшением конкуренции соответственно снизится потребительское качество отечественного товара. Доходы кинотеатров, а вместе с ними поступающие государству налоги резко сократятся, но идейная стерильность кинопродукции поднимется до северокорейского уровня, что вызовет восторг министра культуры и десятка не менее одиозных депутатов Госдумы.
Несколько утешает тот факт, что, каково бы на протяжении последнего полувека ни было давление на отечественный кинематограф, каждый год все же набирался десяток-другой картин, снятых без оглядки наверх. Приводим восьмерку лучших фильмов года по версии Гильдии киноведов и кинокритиков России (в алфавитном порядке, без учета частоты упоминания и без «Франкофонии» Александра Сокурова, которая, скорее всего, попадет в топ-лист 2016 года):
«Ангелы революции»
Алексея Федорченко
«Брат Дэян» Бакура Бакурадзе
«Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе
«Орлеан», Андрея Прошкина
«Под электрическими облаками» Алексея Германа
«Страна ОЗ» Василия Сигарева
«Про любовь» Анны Мелякян
«14+» Андрея Зайцева