Posted 23 декабря 2015, 21:00
Published 23 декабря 2015, 21:00
Modified 8 марта, 03:29
Updated 8 марта, 03:29
Китай никогда не считался футбольной державой. Национальная сборная лишь однажды пробилась в финальную часть чемпионата мира, а простые китайцы из игровых видов спорта больше любят баскетбол. Однако в последние два года картина начала меняться. Тем более что и на самом верху Поднебесной есть большой поклонник футбола. Председатель КНР Си Цзиньпин не раз признавался в любви к самой популярной игре. Китайские бизнесмены тратят сейчас десятки миллионов долларов и евро на покупку акций европейских клубов. При этом они развивают и свой футбол.
«Китай любит быть везде и во всем успешным, – объясняет ситуацию Саймон Чадвик, профессор факультета спортивного бизнеса при университете Ковентри. – Футбол является одной из областей, в которой китайцы не добились впечатляющих успехов. Но эта страна хочет играть первые роли и в футболе. Китай намерен стать уважаемым членом футбольного сообщества».
Так, в сентябре China Energy Company Limited приобрела почти 60% акций пражской «Славии», одного из наиболее известных на международной арене чешских клубов, который находился на грани банкротства. Компания сохранила костяк команды, но в ее планах покупка сильных местных и иностранных игроков. В прошлом сезоне «Славия» с большим трудом удержалась в высшем дивизионе, сейчас она занимает пятое место в чемпионате Чехии и вполне может квалифицироваться в Лигу Европы.
Еще одна китайская компания – CMC/Citic Capital владеет 13% акций City Football Group, которой принадлежит клуб «Манчестер Сити». У фирмы Rastar Group 56% акций испанского клуба «Эспаньол». Концерн Dalian Wanda Group купил 20% акций мадридского «Атлетико». United Vansen International Sports Company сейчас является самым крупным акционером голландского клуба ADO Den Haag.
Группа из Гонконга Ledus взяла на свой баланс французский «Сошо». Один из старейших профессиональных клубов Франции сейчас переживает не лучшие времена и выступает во втором дивизионе. В июле Ledus приобрела «Сошо» за 7 млн. евро у хозяина команды с 1928 года автомобилестроительного концерна Peugeot. Местные болельщики были очень недовольны сделкой, потому что для большинства из них «Сошо» и Peugeot неразделимы. Специалисты считают маловероятным, что Ledus сумеет раскрутить клуб в Китае. Поэтому вывод напрашивается сам собой: футбольная команда понадобилась китайским электрикам для раскрутки компании и ее продукции во Франции и Европе. Сезон «Сошо» начал слабо и сейчас находится в турнирной таблице на третьем месте с конца. Но новые владельцы утверждают, что пришли надолго. И их главная задача – вернуть клуб в высшую лигу.
Пока китайцы, по мнению профессора Чадвика, только осваиваются в европейском футболе и знакомятся с его тонкостями. Моделью развития для многих инвесторов из Поднебесной является «Манчестер Сити» со стадионом Etihad. Но, приобретая клубы Старого Света, Китай хочет усилить свое влияние и в международных футбольных структурах. Китайцы, как водится, предпочитают готовиться ко всему заранее. В Пекине мечтают провести чемпионат мира по футболу. Так что помощь со стороны УЕФА и ФИФА им понадобится.
Все большие средства вкладываются и в китайский футбол, и этот тренд даже начинает приносить отдачу. В качестве примера профессор Чадвик приводит клуб «Гуанчжоу Эвергранд». 60% акций этой команды принадлежат Evergrande Real Estate и 40% – Джеку Ма, владельцу крупнейшего интернет-магазина Alibaba. Эта команда за три последних года дважды выигрывала азиатскую Лигу чемпионов.
Без особого риска ошибиться можно сказать, что со временем китайцы научатся и неплохо играть в футбол. Они организовали свою суперлигу по образцу и подобию японской Джей-лиги, созданной в 1993 году. До ее появления сборная Страны восходящего солнца ни разу не пробивалась в финальную часть чемпионата мира. С 1998 года японцы – постоянные участники крупнейшего футбольного форума.
«Думаю, Китай сможет завоевать Кубок мира, – считает Чадвик. – У него есть ресурсы, размах и поддержка государства. Причем поддержка настолько сильная, что китайский футбол может пройти 150?лет развития за 10».
Да и вообще в Поднебесной уделяют огромное внимание развитию всей спортивной индустрии.
К 2025 году ее объем должен составить 850 млрд. долларов. Для сравнения: сейчас объем спортивной индустрии всей планеты вдвое меньше – 400?миллиардов...