Утром во вторник сообщалось, что обыски проводятся в восьми местах; в течение дня стало понятно, что подсчитать количество обыскиваемых помещений становится все проблематичнее. Следователи нагрянули в офис «Открытой России», домой к пресс-секретарю руководителя движения Михаила Ходорковского – Кюлле Писпанен, к петербургским координаторам движения Наталье Грязневич и Андрею Пивоварову, к руководителю сайта «Открытой России» Ренату Давлетгильдееву. Главный редактор сайта «Открытой России» Вероника Куцылло написала в Facebook, что стражей порядка в ее квартиру не пустил сын-подросток. «Так что обыски в «Открытой России» прошли пока в 9 из 10 квартир. Ну и в двух офисах – в Москве и Питере», – указывала г-жа Куцылло около полудня во вторник.
Помимо самих активистов «Открытой России», обыскам подверглись их родственники и соседи, рассказала «НИ» координатор правозащитного проекта «Открытой России» Мария Баронова. «Например, так как Ренат Давлетгильдеев в этот момент находится заграницей и его квартиру вскрыть не могли, то решили обыскать всех жильцов подъезда, в котором он живет. Кроме главы управы, который также живет в этом подъезде, обыскали всех, и изъяли у каждого много вещей», – рассказывает г-жа Баронова.
Следователи изымали все вещи, в которых могла иметься хоть какая-нибудь информация, – от компьютеров до бумаг. Член ПАРНАСа и координатор «Открытой России» Надежда Грязневич сообщила в своем Twitter: «Обыск длился 3 часа. Перерыли ВСЁ, даже машину. Изъяли огромную коробку всего».
У Натальи изъяли агитматериалы с прошлогодних выборов, личный ежедневник и даже счета за коммунальные услуги. «Видимо, думают, что за свет платил Ходорковский», – комментирует активистка. А у Алексея Пивоварова изъяли все деньги, банковские карты и документы – в том числе 12-летней давности.
Информацию об обысках подтвердили в Следственном комитете РФ. «Действительно, проводятся следственные действия по «делу ЮКОСа», возбужденному еще в 2003 году», – заявил официальный представитель ведомства Владимир Маркин. В сообщении на официальном сайте СК говорится, что обыски проведены «в жилище и на местах работы индивидуальных предпринимателей и иных лиц, финансируемых из-за рубежа со счетов организаций, в прошлом, а возможно, и в настоящем подконтрольных Михаилу Ходорковскому, Леониду Невзлину и другим участникам возглавляемой ими группы». Целью следственных действий, по словам Владимира Маркина, стала проверка «сведений о легализации в Российской Федерации денежных средств, вырученных от легализации ранее похищенного имущества».
В постановлении суда, которое предъявляли при обыске и фотография которого выложена на сайте «Открытой России», значится дело №?18/41–03, возбужденное 20?июня 2003 года – это и есть «дело ЮКОСа». Из него впоследствии были выделены в отдельное производство дела против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. «В протоколе обыска указано на уголовное дело 2003 года о причинении имущественного ущерба ОАО «Апатит» и неисполнении решения суда», – написал в Facebook руководитель Международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. Хищения в «Апатите» – эпизод из первого «дела ЮКОСа».
Следственный комитет не мог искать ничего определенного, поскольку сотрудники «Открытой России», у которых был проведен обыск, 12 лет назад никоим образом не были связаны ни с ЮКОСом, ни со «Открытой Россией», говорит в беседе с «НИ» Мария Баронова. Многие из них тогда к тому же были несовершеннолетними. Правозащитник Павел Чиков в свою очередь отметил в Facebook, что у деяний, которые можно вменить предполагаемым преступникам по делу ЮКОСа, согласно УК, давно истекли сроки давности.
По мнению Марии Бароновой, реальная подоплека обысков может быть связана с обнародованным на сайте «Открытой России» обвинительным заключением испанской прокуратуры по делу «русской мафии» в Испании.
Адвокат «Открытой России» Сергей Бадамшин в разговоре с «НИ» предположил, что СК просто пытается надавить на Михаила Ходорковского из-за его политической деятельности.
Сам г-н Ходорковский, как можно судить по его записям в Twitter, был в курсе происходящего и нисколько не был удивлен. «Обыски в ОР после встречи с журналистами. Опять «Апатит». Повторение 2003-го», – написал он. В полдень, выступая на радио «Эхо Москвы», Ходорковский назвал череду обысков «откровенным давлением». Он добавил, что «Открытая Россия» не будет прерывать работу.
Напомним, 11 декабря Ходорковский был вызван в СК по делу об убийстве в 1998 году мэра Нефтеюганска Владимира Петухова для допроса в качестве обвиняемого. Политик, живущий сейчас в Швейцарии, заявил, что на повестку реагировать не намерен.