Posted 15 декабря 2015, 21:00

Published 15 декабря 2015, 21:00

Modified 8 марта, 02:15

Updated 8 марта, 02:15

Актриса Ольга Белинская

15 декабря 2015, 21:00
Этой осенью Ольга БЕЛИНСКАЯ дважды стала героиней петербуржской театральной хроники – актриса сыграла Леди Макбет в постановке польского режиссера Кшиштофа Гарбачевского на Новой сцене Александринки и была во второй раз номинирована на премию «Золотой софит» – за роль в спектакле БДТ «Из жизни марионеток». Корреспонден

– Леди Макбет – один из самых архетипических персонажей в мировой драматургии, ставший нарицательным. Вы мечтали сыграть ее с институтских времен. Чем она вам близка?

– Восхищаюсь силой ее желания быть, обладать всем, ее витальностью, страстной любовью к мужу. Верой в справедливость своих злодеяний – ведь ею владеет страх оказаться на месте жертвы. Ощущаю в себе Леди Макбет, осознанно борюсь с ней внутренне. Перед началом работы пересмотрела практически все постановки и экранизации «Макбета», которые нашла в Интернете, – и на русском и на английском языке. Как правило, Леди Макбет играют истеричной, злой. Знаете, у меня подруга долгое время работала в женской тюрьме – ставила спектакль с заключенными. И она рассказывала, что для женщин, которые сидят за убийство, факт убийства ими человека – обыденность, достаточно нормальное явление. В этом нет ничего истеричного: «Я – убила! Я – сделала это!!!» В убийстве, совершенном Леди, есть рассудочность, и меня привлекает соединение в ней полярных качеств – абсолютной рассудочности и страстности.

– Согласился ли с вами режиссер?

– Кшиштоф меня покорил сразу – и полным совпадением своего видения роли с моим, и репетициями в непривычном режиме, в котором, как я знаю, работает и его учитель – Кристиан Люпа.

– Что за режим?

– На репетициях он показывал фильмы (из «Макбетов» только фильм Куросавы, остальное – Тарковский, фильмы самого Гарбачевского и прочее), ставил музыку польских композиторов, много рассказывал нам и расспрашивал нас. Поскольку одна из тем спектакля – жизнь в тоталитарном государстве, нам пришлось написать сочинение на тему: «Я и система». Кстати, Виктория Воробьева, которая играет Дункана, перед гибелью своего персонажа читает монолог – это как раз ее сочинение. А однажды мы устроили «ведьминский шабаш» на маленьком островке в Таврическом саду – я там играла на пиле (хобби у меня такое), в спектакль это не вошло, но сгодилось как импровизация в рамках репетиций. Или такой приемчик Гарбачевского – «бойкот намерений» называется – то есть отказ от мысли, которая пришла в голову во время репетиций и к которой успеваешь привязаться. Борьба с заскорузлостью мозгов. Мы все полюбили это выражение. В результате – буквально за неделю до спектакля у нас не было ни мизансцен, ни прочего такого, к чему привык русский актер! Все очень нервничали, но у меня не было никаких сомнений в том, что так оно и должно быть. Все время поддерживая в нас дух импровизации, Кшиштоф дал нам полную свободу, структурируя нашу самостоятельность незаметно для нас. Мне пришлось спорить с ним всего один раз – показалось, что сцену безумия надо играть живьем, вынести ближе к зрителю, а он поместил меня в контейнер, где меня снимали на камеру и транслировали в зал. Я быстро поняла, что он глубже мыслит, чем я. И вечером прислала ему смс: «Кшиштоф, я полная дура». Если бы сцену вывели на зрителя, это был бы уже явный театр. А замкнутое пространство – тот самый мир, которым Леди хотела владеть, а теперь он стал для нее адом, из которого не выйти.

– В этой сцене вы играете в течение 10 минут обнаженной... Вам так комфортнее играть сцену безумия?

– На одной из репетиций Кшиштоф попросил пройти всю линию Леди Макбет, как я ее вижу. Я сделала сквозную импровизацию, в которой Леди Макбет не умерла, но сошла с ума и прокручивает в голове произошедшее. Как на последней стадии Альцгеймера человек впадает в детство, так и моя Леди в финале стала превращаться в эмбрион, и я осталась в одних брюках. А на каком-то этапе репетиций разделась совсем – Кшиштоф никак на это не отреагировал – кого сегодня этим в театре удивишь? Но мне хотелось, чтобы смерть ее была отвратительной. Хотелось достичь абсолютной полярности в деградации моей героини – от красивой, страстной женщины в здравом уме до отвратительного уродца, чье тело выдает его страшную сущность. Как портрет Дориана Грея. Я делаю все, чтобы тело стало некрасивым. Сгорбливаюсь, скрючиваюсь, падаю на пол, двигаюсь, как паралитик, в судорогах.

– Это второй ваш спектакль на Новой сцене Александринки – до этого мы знали вас как актрису театра Балтдом, сыгравшую несколько главных ролей на большой сцене...

– Я почувствовала, что остановилась. Однажды меня пригласили на Новую сцену Александринки сыграть в спектакле Миши Патласова «Шум». Мне понравилось, потому что Новая сцена – опасная зона, непредсказуемая. Мне полезно находиться в условиях дискомфорта, в неведении: чего ожидать? Зона дискомфорта всегда провоцирует рост – и личностный и профессиональный. Я люблю риск и, если чего-то боюсь, стопроцентно должна сделать это.

– Например, пойти в стажеры? Спокойно пренебречь амбициями состоявшейся актрисы, поступиться статусом!

– У меня нет возраста, и я не комплексую и не вижу ничего унизительного в статусе стажера. Мне кажется, это – офигенное начало! Вызов себе. Марат Гацалов набрал стажерскую группу интересных молодых людей, ярких личностей, про каждого из которых я могу часами рассказывать.

– Будучи ученицей легендарного Корогодского, вы знаете, что такое актерское мастерство и имеете представление о том, что за профессия – режиссура. Убедителен ли для вас художественный уровень экспериментов, проходящих на Новой сцене Александринки?

– Иметь представление о том, как надо, – значит, не быть готовым ни к чему новому. Профессионализм актера, на мой взгляд, состоит в том, чтобы никогда не знать, как надо. Тогда можно сделать что-то новое. Я работала с молодыми режиссерами, которые, мне казалось, ни черта не могут. Ничего страшного! Я у них многому научилась.

– Московской публике вы известны в основном благодаря номинациям на «Золотую маску». А также по вашему участию в жюри...

– Играть в Москве было сплошным удовольствием, потому что фестивальная публика существенно лучше среднестатистической, потому что на фестиваль зритель приходит работать. Но номинантам «Маска» не предоставляет возможности посмотреть на других. А у меня, вне зависимости от «номинированности», по весне всегда возникает потребность поехать и посмотреть работы моих коллег. Каждый год самостоятельно стараюсь увидеть и конкурсную программу, и программу «Маска+» и «Легендарный спектакль», хотя в роли зрителя попасть на «Маску» не так просто – помню, как прорывалась на спектакли Кристиана Люпы «Персона Мэрилин» и «Персона. Тело Симоны» – как в лучшие студенческие годы. Зато, попав в жюри, получила доступ ко всем спектаклям.

СПРАВКА «НИ»

Актриса Ольга БЕЛИНСКАЯ – выпускница последнего курса Мастерской Зиновия Корогодского. С 2003 года сотрудничала с Экспериментальной сценой Анатолия Праудина. С 2005 года – с Театром Поколений. С 2011-го работает в театре «Балтийский дом». Среди сыгранных ролей: Анна Ахматова («Поющие призраки», Экспериментальная сцена), Фро («Фро», Независимый проект, Приз за лучшую женскую роль на фестивале MonoBaltija, лауреат международного фестиваля «Монокль»), Нора («Кукольный дом», «Приют комедианта», номинация «Лучшая женская роль» театральной премии Санкт- Петербурга «Золотой софит» и номинация «Лучшая женская роль» театральной премии «Золотая маска»). В театре «Балтийский дом» играла Аркадину («Чайка»), мать Паши («Антитела», номинация на лучшую женскую роль «Золотой маски», лучшая женская роль на международном фестивале «Белая вежа»), Ольку («Зеленый шатер»), Аллу в «Осеннем марафоне». Играет в спектакле «Из жизни марионеток» по Бергману в БДТ (номинация на «Золотой софит» 2015 года), а также в Александринском театре в спектаклях «Шум» и «Макбет».

Подпишитесь