Posted 14 декабря 2015, 21:00
Published 14 декабря 2015, 21:00
Modified 8 марта 2024, 03:06
Updated 8 марта 2024, 03:06
Произошло то, чего Ле Пен откровенно опасалась. Французы, напуганные перспективой прихода к власти ультраправых, проявили гражданскую активность. Явка во втором туре оказалась выше, чем в первом. На участки пришли все те, кто, разуверившись в политиках французского мейн-стрима, решил было не голосовать вообще.
В результате, набрав 6 декабря впечатляющие 28% голосов и победив в 6 из 13 регионов, 13 декабря «Национальный фронт» не смог закрепить свой успех. Причем ни в одном из регионов. Даже в Нор-Па-де-Кале-Пикардия, где баллотировалась и триумфально выиграла в первом туре сама госпожа Ле Пен и где существует серьезное недовольство политикой официального Парижа в отношении нелегальных мигрантов. Во втором туре она набрала 42% голосов, а ее соперник бывший министр Ксавье Бертран – 58%. Бертран представляет правоцентристскую партию «Республиканцы» Николя Саркози, которая и является победителем выборов. По итогам второго тура под ее контролем – семь из тринадцати регионов. Впрочем, своим поражением госпожа Ле Пен обязана не только и не столько «Республиканцам», сколько неожиданно удачным выступлением тех, кого многие поспешили списать со счетов – Социалистической партии. Угроза победы ультраправых заставила многочисленную категорию французов, придерживающихся левых взглядов, совершить невозможное. Они временно простили крайне непопулярному в стране президенту-социалисту Франсуа Олланду провалы в экономике и все-таки проголосовали за его кандидатов.
Пять регионов, которые оказались под контролем Соцпартии – это, конечно, более скромный результат, чем тот, который социалисты показали на прошлых региональных выборах 2010 года. Тогда социалисты не взяли верх всего лишь в одном регионе из 22 по тогдашнему территориальному делению. Но в первом туре нынешних выборов Соцпартия преуспела только в двух регионах и это, как считали многие эксперты, был максимум, на который она могла рассчитывать.
Премьер-министр социалист Мануэль Вальс на своей пресс-конференции после выборов и не пытался сделать вид, что считает достигнутый успех «реабилитацией» социалистов. Он больше говорил об угрозе прихода ультраправых к власти и даже призвал своих сторонников «не радоваться достигнутому результату». А вот пресс-конференция Марин Ле Пен, напротив, производила впечатление пресс-конференции победителя. Она напомнила, что столь впечатляющий результат «Национальный фронт» ни разу в своей истории еще не показывал. И призвала не спешить на основании ее поражения во втором туре с выводами, что «фронтовикам» не победить на президентских выборах никогда.
Если это предположение Ле Пен можно счесть слишком смелым, бесспорным является одно: теперь руководству страны придется все чаще действовать с оглядкой на шесть миллионов избирателей, отдающих свои голоса за ультраправых. В этом смысле «Национальный фронт» действительно оказался победителем прошедших выборов.