Posted 13 декабря 2015, 21:00
Published 13 декабря 2015, 21:00
Modified 8 марта, 02:15
Updated 8 марта, 02:15
– Владас, пьесу «Минетти» Римасу Туминасу предложили вы. Как вы нашли этот материал?
– 20 лет назад мне дал прочесть пьесу режиссер Цезарис Граужинис, который сейчас работает в Греции, но с каким умыслом – я так и не понял. Прочел, показалось интересным, и понял, что хотел бы это сделать. Но мне недостает назойливости ходить за режиссерами с пьесой в руках и предлагать себя. Лишь однажды предложил Йонасу Вайткусу, он прочел и сказал: «Там нет никакого действия» – и отказался. И я ее забросил в буквальном смысле – в подвал вместе с бумагами, которых у меня много, и я не знаю, как от них избавиться. Римасу я просто подсказал название, а он сам где-то нашел эту пьесу. И Туминас сказал: «Будем делать. Но на двух языках». И он собирался премьерой этого спектакля открыть Новую сцену Вахтанговского. А по времени это почти совпадало с 25-летием Малого театра Вильнюса. Открытие Новой сцены планировалось в апреле, а юбилей Малого должен был праздноваться в конце марта. Я согласился, и мы выпустили премьеру в Малом, как и собирались, в Международный день театра. Потом показали еще несколько раз, в то время как строительство Новой сцены затянулось, и там о спектакле только начинали говорить.
– Римас Туминас сделал два одинаковых спектакля?
– Судя по фотографиям, в Вахтанговском театре спектакль богаче «одет». Адомас Яцовскис с нами тоже работал, но Анжелики Холиной у нас не было, так что таких движений актеры не делают. И вряд ли мы похожи с Владимиром Симоновым в сценическом изображении Минетти. Однако предполагается, что время от времени мы с Симоновым будем меняться сценами – Римас обещал к февралю найти повод.
– Эта пьеса – тест и на выносливость публики, и на профессионализм создателей спектакля, ведь это практически монолог актера, который говорит почти профессиональными терминами о сугубо «производственных» театральных вещах...
– Когда я ее читал, догадывался, что это – для специфической публики – для актеров и режиссеров. Не для нормального обывателя. Но здесь есть и то, что касается всех – отношение человека к человеку, чувство гордости, чувство долга, чести... Герой – одинокий человек – ждет режиссера, с которым может поговорить и быть понятым, пусть даже он не сыграет роль. Он дал слово прийти, и он пришел. И пытается завязать с кем-нибудь общение. Но ни к кому он не может «прикоснуться» со своей судьбой. Никто не хочет его прикосновений. Помню, когда мы ставили «Пиросмани», Някрошюс сказал на первом этапе репетиций: «Владас, я сейчас сделал финал – хочешь посмотреть?» Я посмотрел финал и понял, что спектакль состоится. Хотя на тот момент у нас еще ничего не было. И здесь убедил финал – Минетти в странном пустом пространстве засыпает снегом... Помню, как мне Эльмо Нюганен (эстонский режиссер. – «НИ») рассказывал о смерти актера Микка Микивера, о том, как он болел в своем домике у моря, и перед смертью он взял складное кресло, взял плед, бутылку вина, фужеры, сел в кресло, выпил вина и умер. Так его и нашли – будто после разговора с самим собой. Меня почему-то манила пьеса, я долго размышлял об этом Минетти, о его долгих монологах, пустых разговорах ни с кем, повторяющихся круг за кругом, о пересекающихся темах... О том, как человек возвращается в мир, который он не видел 30 лет. Это тема человеческого отчуждения, которое несет нам наша цивилизация в ХХ и ХХI веке. Где каждый живет в своей клетке. «Твинпиксовая» такая жизнь. Минетти попадает в мир, изменившийся в совершенно непонятную, непостижимую сторону. Актер и думать не мог, что возможно существовать в таком мире, – вот о чем, мне кажется, говорит Бернхард. Этот странный человек и драматург очень критичен к этому миру.
– При этом из пьесы выбросили много социальных тем – где человек противопоставляется власти, обществу...
– Социальное в искусстве уже столько терли, что протерли дырки на столах и на бумагах. Тема надоевшая, нового в ней ничего нет, поскольку существует она из глубины веков. Разговоры о какой-нибудь коррупции ведутся со времен глубокой старины. Автор ориентирован на ситуацию 1976 года, когда была написана пьеса. Возможно, тогда это было актуально.
– «Minettis» имеет успех у литовской публики?
– Пока публика приходит. Мы ведь показали всего шесть или семь спектаклей. Но откровенно скажу: 31 декабря я отказался играть этот «новогодний» спектакль...
– Вы сбрили бороду, а Симонов, наоборот, играет «в бороде». Это концептуальное решение режиссера?
– Это решение другого режиссера. Слава Росс предложил мне сыграть Папу Римского в фильме про Софью Палеолог – о попытках Ватикана вовлечь Россию в католицизм. Бороду сбрить было гораздо легче, чем выучить итальянский язык (к сожалению, я так и не удосужился это сделать, хотя часто бывал в Италии, где часто гастролировал Meno Fortes). Я выучил большие куски текста, но без актерских хитростей обойтись не удалось. Снимали в Праге – на киностудии Баррандов и в красивейших дворцах – мне кажется, очень красивый фильм может получиться.
– Что вы думаете о причинах такого большого количества хороших актеров и режиссеров в Литве? Почему из всех бывших союзных республик именно Литва поставляет в Россию такое количество «гастарбайтеров» в театр?
– Отчасти, наверное, и я виноват. Преподавал в Академии, у нас очень популярной, соединяющей в себе и музыку и драму. Огромный конкурс среди молодых людей.
– Но куда они потом деваются? Зачем стране с населением менее трех миллионов такое количество актеров и режиссеров?
– Я сам удивляюсь! Но молодые ничего не боятся. Они абсолютно самостоятельные. Все время что-нибудь придумывают. Каким-то чутким глазом видят. Где есть хоть какая-нибудь ниша. Возникают все время новые маленькие труппы и играют, пока им не надоедает. Вклиниваются куда-нибудь, находят помещения. Пробуют себя. Бывают и сломы, и разбрасывание себя. Один мой курс ровно год продержался как труппа, потом разбежались, но поустраивались еще куда-то – в какие-то телевизионные шоу... Действительно, если идешь по проспекту Гедеминаса, обязательно заденешь локтем актера или режиссера.
– А как обстоят дела с цензурой? Во что вмешивается государство?
– Почти ни во что не вмешивается. Разве что духовенство вмешивается. Когда показывали спектакль Кастеллуччи, где закидывали хламом Христа, был скандал. Общество и духовенство обсуждали. Но власти в этом не участвовали. Может, министр культуры сказал несколько слов.
– Вы возобновили концертную деятельность, прерванную несколько лет назад, – ездите по Литве со своими авторскими песнями. О чем ваши песни?
– Я рассказываю истории. О сыне – в разных возрастах. Есть песня, посвященная собаке. Есть – про любовь. Есть песни на тему разговоров с коллегами. О близких. Ни про звезды, ни про небеса, ни про красивые пейзажи не пишу – всегда сюжетно.
– Редкому актеру не задавали вопрос – о какой роли вы мечтаете? Вы двадцать лет мечтали о Минетти. Мечта сбылась?
– Как у самого Минетти не осуществилась мечта сыграть Лира, так, наверное, не осуществилась моя мечта сыграть Минетти хорошо. Пока. Я только подхожу к нему. Дело не в постановке, а во мне – еще предстоит разместить правильно внутренние акценты. Самое большое мое желание на сцене – в очень неудобных обстоятельствах чувствовать себя комфортно. Люблю комфортность в «Отелло» и в «Фаусте» – в самых некомфортных сценах. В «Минетти» пока не получилось. Это самый лучший период – когда работа над ролью продолжается и выход на сцену не превратился в рутину.
СПРАВКА «НИ»