С падением продаж автоиндустрия переориентируется на иные способы получения доходов. Сервисные услуги и ремонт – один из них. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), российский рынок сервиса и техобслуживания новых и старых автомобилей составляет более 23 млрд. долларов в год. На долю официальных дилеров приходится свыше 85% обслуживания машин в период действия гарантии. Однако по истечении двух или трех лет владельцы авто уходят к неофициалам, соблазняясь на более низкие расценки. И именно в этом сегменте концентрируются основные доходы от ТО.
При этом и в том, и в другом случае жители столицы переплачивают от 30 до 70% за средний чек. Ведь официальные и неофициальные автосалоны «зашивают» в основные траты кредиты на строительство или аренду помещений, коммунальные услуги, электроэнергию, вспомогательные расходы, повышенные налоги предприятий и многое иное. Плюс к тому немаловажный фактор играют и навязанные услуги. Немало людей сталкиваются с предложением прочистить или отремонтировать то, что не требует ремонта. При этом в подавляющем большинстве случаев на стационарных станциях ремонт проводится недорогой и несложный, причем даже не требующий использования подъемников и станков.
Другое дело – зарубежный опыт, где широко распространена практика выездного сервиса. В США, Германии, Франции и Великобритании давно существуют конторы, имеющие парк мобильных «техничек». Произошли они от автоспорта, где весь сложный ремонт по ходу гонок производится под открытым небом силами передвижных станций. Сейчас эта услуга добирается и в России. По данным компании «МойМеханик», стоимость одного такого вызова обходится дешевле в среднем от 1 до 5 тыс. рублей. По данным компании «АвтоПлюс», комплекс работ у всех «техничек» одинаков. Это разблокировка замков, смена генераторов, ремней, подшипников, диагностика, замена предохранителей, помощь с аккумуляторами и реанимирование техники в морозы.
По данным фирмы «Эдельвейс», в 90% случаев все эти работы не требуют присутствия на станции ТО и даже регламентируются как работы для выполнения силами самого владельца.
В текущей экономической ситуации число клиентов выездных сервисов растет. Сами дилеры включаются в этот сервис и закупают в свои парки фургоны с набором оборудования для мобильного ремонта. Причем некоторые компании предлагают уже домашнее прохождение ТО и для новых машин, включающее замену масла и фильтров. Эти операции, как вы понимаете, не требуют сложной техники.