Posted 9 декабря 2015,, 21:00

Published 9 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:15

Updated 8 марта, 02:15

Защита Фишера

Защита Фишера

9 декабря 2015, 21:00
О шахматном сумрачном гении всего несколько лет назад был снят отличный документальный фильм «Бобби Фишер против всего мира» – первое полнометражное исследование жизни «великого и ужасного». А сейчас в российском прокате можно увидеть биографическую драму «Жертвуя пешкой», посвященную той же фигуре.

Нетрудно предположить, чем руководствовался крепкий профи Эдвард Цвик («Легенды осени», «Осада», «Последний самурай», «Кровавый алмаз»), когда взялся за картину «Жертвуя пешкой», несмотря на то, что шахматы – не самый зрелищный вид спорта для игрового кино. Во-первых, режиссеру интересна сама противоречивая личность героя, легендарного шахматиста всех времен и народов, в десять лет принявшего участие в своем первом турнире, а в четырнадцать ставшего самым юным чемпионом по шахматам в США. Во-вторых, весьма любопытна эпоха, когда шахматный бум 1970-х охватил весь мир, замерший в предвкушении «матча века» – поединка Фишера с советским шахматистом Борисом Спасским на встрече в Рейкьявике в 1972-м.

«Третья мировая на шахматной доске» – так ни больше ни меньше оценивали тот матч даже не в СМИ, а в близком окружении самого Фишера. В этой фразе заключалось все: и политическое противостояние двух сверхдержав, и контраст двух ментальных систем, не принадлежащих единому миропорядку.

Но, следуя деталям биографии Фишера, для режиссера «Жертвуя пешкой» на первый план выходит поединок гения с самим собой. Ведь главную партию, как известно, Бобби Фишер проиграл собственному разуму.

Первые десять минут фильма скороговоркой извещают о трудном детстве еврейского мальчика в Бруклине, живущего с мамой-коммунисткой и сестрой. Взрослеющий Бобби (в рисунке роли переигрывает с эксцентрикой Тоби Магуайр, выступивший здесь и сопродюсером фильма) сосредоточен на своих демонах, близок к социопатии и не испытывает интереса к простым радостям жизни. И даже девственность он теряет как-то походя, с гостиничной проституткой, и маленькое это событие не оставляет следа в его голове.

Интересно наблюдать, как близкие люди типа менеджера (непрозрачно намекают авторы фильма, что он из правительственных кругов) или наставника-священника пытаются повлиять на неуправляемого Бобби. Попытки эти чаще всего заканчиваются провалом. Пьющего католического священника играет Питер Саргаард – актер, способный удерживать зрительское внимание даже когда он молчит. Его герой сопровождает Фишера во всех поездках, периодически проводит время с Фишером за шахматной доской, но бессилен освободить того от параноидальных страхов.

Прогрессирующая с годами мания преследования заставляла Фишера бессчетное число раз переписывать свои райдеры («в этом отеле я жить не стану», «здесь наверняка все прослушивают»), срывать уже утвержденные планы перед турнирами.

Биографический рассказ Цвика ближе к часу «икс» (тому самому матчу в исландской столице) выруливает в некое подобие шахматного триллера. Тем более, когда в игру включается оппонент – советский шахматист Спасский. Лив Шрайбер, у которого в картине не так уж много текста, явно переигрывает Тоби Магуайра. Сдержанный, в костюме и черных очках, вечно сопровождаемый приставленной к нему свитой (режиссер карикатурно сделал эту группу пиджачных соглядатаев из СССР), Борис Спасский – фигура не менее трагическая, нежели Фишер. И если тот проводит свободное время в наушниках, одержимый аудиозаписями о теориях заговора, то Спасский просто лишен внешней свободы. Комичной выглядит сцена на пляже, где эти двое вдруг встречаются: одинокий и скандалящий Фишер и молчаливо-угрюмая группа в серых пиджаках, неотступно следующая за Спасским даже по песку, близ океанских волн.

Ежедневное напряжение, груз ответственности, публичное любопытство – все это испытания не для хрупкой психики. И когда менеджер, почти ликуя, сообщает Фишеру, что «Никсон велел установить телевизор в овальном кабинете!», на лице Бобби отражается лишь усталость, смешанная с испугом.

От внимания всей планеты он будет бежать и буквально, и фигурально. Последние партии того самого легендарного матча за звание чемпиона мира он требовал проводить в комнате для пинг-понга, и без телекамер и зрителей – уже предощущение грядущей катастрофы человека, чья пограничная линия между разумом и безумием была слишком тонкой.

Сам матч Эдвард Цвик показывает как спектакль, где за двумя протагонистами расположен огромный зрительный зал размером с шарик земной. Телетрансляции тех дней начинались с рапортов из Рейкьявика.

«Жертвуя пешкой» – не только буквальный ход в самой интеллектуальной игре, название картины, конечно же, символично. И хроникальные вставки с Фишером, к финалу жизни превратившимся в отшельника, убежденного, что его преследуют ЦРУ с Госдепом, оставляют зрителя наедине со множеством вопросов, ведь толпа беспощадна, и вчерашний кумир становится известно кем. Стоила ли жертва такого финала? Кто виноват? И могло ли сложиться иначе?

"