Posted 8 декабря 2015, 21:00

Published 8 декабря 2015, 21:00

Modified 8 марта, 03:09

Updated 8 марта, 03:09

Вице-президент Федерации спортивной гимнастики России Юрий Титов

8 декабря 2015, 21:00
Один из самых авторитетных и заслуженных отечественных спортивных функционеров Юрий ТИТОВ в конце ноября отпраздновал 80-летний юбилей. В качестве действующего спортсмена он брал «золото» на Олимпиаде в Мельбурне (в его активе также пять серебряных и три бронзовые медали Игр 1956, 1960 и 1964 годов). Впоследствии на пр

– Юрий Евлампиевич, как бы вы сами охарактеризовали свою карьеру?

– Я бы назвал ее интересной. Я вообще прожил очень интересную жизнь. Во многом благодаря своему отцу, который даже в трудные голодные годы не боялся двигаться вперед, искать что-то новое в жизни. Ну и нас, своих детей, воспитал в том же ключе. А любовь к гимнастике… Я могу даже точно сказать, когда она началась – после просмотра чемпионата Украинской ССР в 1949 году в Киеве. Тогда я впервые увидел чудеса на снарядах. А знаете, как пугающе для многих в послевоенные годы звучало это слово – «снаряд»? Победителем соревнований стал Виктор Чукарин, впоследствии двукратный абсолютный чемпион Олимпиады 1952 и 1956 годов.

– Часто думаете о гимнастике?

– Как и у всякого пожилого человека, у меня проявляется ностальгия по прошлому. Никогда не забуду тройное сальто Валерия Люкина в вольных упражнениях, большие обороты на одной руке Дмитрия Билозерчева, элементы, вошедшие в международную терминологию гимнастики под именем первых исполнителей: круги Шагиняна на коне-махи, крест Азаряна на кольцах, перелет Ткачева на перекладине, петля Ольги Корбут на разновысоких брусьях... Они расцвечивают этот вид спорта с античных времен, словно алмазы в царской короне. Потому и существует расхожее выражение: легкая атлетика – королева спорта, но мать ее – гимнастика! Гимнастика являет собой понятие значительно более широкое, чем многие себе представляют.

– Когда становишься участником главных событий разных эпох, трудно удержаться от вопроса: что бы вы отнесли к плюсам, а что к минусам на современном помосте?

– На этот вопрос отвечать всегда непросто, потому что в тебе начинают бороться два критерия: эмоциональный, от общего впечатления, и профессиональный, технический, абсолютно бесстрастный. Помню, на чемпионате мира накануне Олимпиады-2012 в Лондоне самым впечатляющим для меня было выступление финалистов на кольцах. Демонстрировались немыслимые переходы из виса в «кресты», равновесия, из них в «кресты» вниз головой, и сразу в большие обороты вперед и назад! Тот случай, когда действительно можно сказать: гравитация отдыхает. Меня восхищала гармония силы и пластики, выверенная до идеала точность движений. А в Лондоне голландец Зондерланд феноменально выступил на перекладине, просто фантастика. В финале на этом снаряде почти каждого можно было делать чемпионом: такая сложность и такое отличное исполнение! А вот настойчивое сокращение состава национальных команд на чемпионатах мира и Играх – за полвека с восьми человек в финале до трех – мне не нравится. Это ведь может привести к исключению командного первенства из олимпийской программы, что сократит на два комплекта количество разыгрываемых медалей, понизит весомость среди других видов спорта. Видите, какая цепочка…

– Сейчас принято сравнивать нынешние успехи с результатами, которых мы добивались во времена СССР. Вы считаете это правильным?

– Нет. Максимальные достижения советских гимнастов по количеству завоеванных наград вряд ли кому-либо удастся повторить. И не потому, что тогда были какие-то исключительные люди. Просто сейчас гимнастика крепко встала на ноги во многих странах. Плюс современные средства передачи информации способствуют быстрому распространению новых методических разработок по всему миру. И еще нельзя не учитывать: произошел массовый отток лучших тренеров из России, которые не только сами подготовили призеров в тех государствах, куда переехали, но и научили передовой методике их наставников. Пока мы скатывались вниз, наши конкуренты продолжали развивать гимнастику и поднялись вверх. В 1990-е годы чемпионаты мира были, по сути, первенствами СССР. Во всех странах работали наши специалисты – в США, Канаде, Бразилии, Израиле, Чили... Кто сделал американцев? Мы и румыны. Когда я был начальником управления гимнастического спорта, у меня под контролем было 5500 дипломированных тренеров высшего и среднего образования, 17 факультетов готовили специалистов. Что случилось потом? Мы потеряли материальную базу. Залы были отданы под склады. Факультеты закрылись. И сейчас идет лишь частичное восстановление утраченного.

– Руководить советской гимнастикой вас назначили, когда вы только что сами сошли с помоста. В 32 года не побоялись взвалить на себя эту ношу, да еще в период кризиса...

– Потому что «не сдрейфил». А назначили меня из-за того, что завал был полный. Слишком долго до этого мы хлопали знаменитостям. Да, они приносили успех, но успех вчерашнего дня. Нельзя делать красиво одно и то же сальто вчера, сегодня и завтра. Назначили меня в 1969 году, и первые три года я ничего не смог сделать. Сборная была уже сформирована, и как пришла косолапой ногой, так и ушла. Почему еще мы тогда проигрывали японцам? Потому что у нас не поощряли работу личных тренеров. А личные тренеры – такие, как наши великие Растороцкий, Толкачев, каждый из которых трех олимпийских чемпионов подготовил, следили за режимом, сном, воспитанием. Они по глазам могли определить, успел спортсмен восстановиться к сегодняшней тренировке или нет. Тренеров сборной – Аркаева и Латынину – я называл консультантами, чтобы не давать им права игнорировать личных тренеров. Однажды мне даже в ЦК КПСС сделали партийный выговор за то, что я вызывал на сборы двенадцать личных тренеров и пять консультантов – старших тренеров сборной. Сказали: «Ты что за кормушку здесь устроил? Ты кормишь взрослых, а не детей». Но я стоял на своем: «Как мы можем растить гимнаста в сборной, если по приезде домой его личный тренер даже не знает, чему мы его учили и как?» Я и сейчас убежден, что нужно опираться на молодых личных тренеров. Им надо помогать.

DYNAMO.SU

– Многие сегодняшние лидеры нашей сборной не скрывают, что им порой не хватает психологической устойчивости...

– Трудно избавиться от давления, когда тебе все вокруг только и говорят: давай, давай, на вас вся надежда! Чувство ответственности – очень хорошее качество, но во всем должна быть мера. На моей первой Олимпиаде тренер сказал: тебе здесь делать нечего, здесь у всех имена, все медали уже заранее распределены, а твоя задача – выполнить упражнение проще, чем ты умеешь, потому что свет, крик, эмоции тебя перехлестнут. У нас есть такой термин: сектор выполнимого. Чем сложнее программа, тем этот сектор уже. К сожалению, вписаться в него получается не у всех. В Советском Союзе у нас была хорошая политико-воспитательная работа. Но она не сводилась к политической накачке. Такой подход для детей не годится. Детям нужно, чтобы о них заботились, подавали им пример. В свое время я заставил всех тренеров вставать в семь часов утра. До этого вставал один лишь дежурный тренер.

– Вы как-то сказали, что для руководителя в спорте очень важно действовать по принципу «подвергать сомнению все».

– Еще я бы добавил: не думать, что ты все знаешь. Искать и находить более совершенный вариант. Помню, когда я начал учиться в политехническом институте, то приходил с учебы уже после четырех часов дня, и мне было трудно тренироваться. А я уже был в сборной. Тогда мой тренер предложил двухразовую тренировку. Что вы думаете? Перед чемпионатом мира 1962 года меня за две недели до начала соревнований тренерский совет пытался исключить из сборной за то, что я единственный тренируюсь два раза в день: ты, мол, растягиваешь нагрузку. А нужно так уставать, чтобы еле выползать из зала. Я выиграл тот чемпионат мира. И в сборной всех перевели на двухразовые тренировки.

– Юрий Евлампиевич, многие виды спорта сейчас переживают кризис: то с допингом проблемы, то со спонсорами не могут договориться… Как вам кажется, с гимнастикой все будет в порядке?

– У мировой гимнастики, судя по контрактам FIG с телекомпаниями крупных стран, пока стабильно высокий рейтинг. Множится число держав, где улучшаются условия для развития нашего вида спорта, растет мастерство гимнастов. Последний яркий пример – появление на пьедестале мужского многоборья на недавнем чемпионате мира в Глазго гимнаста из Кубы. А в России радует активная позиция руководителей страны, направленная на развитие спорта, приобретение большого количества первоклассного оборудования для гимнастических школ. И самое главное – то, что пока детям с раннего возраста нравится кувыркаться, лазить, смотреть на мир вниз головой – гимнасты в России не переведутся! Дети принудят взрослых создавать все необходимые условия для занятий гимнастикой. Она полезна, как овсяная каша, и приятна, как желанный подарок.

– Будущим летом Олимпиада в Рио…

– Девчонки могут бороться за медали в командных соревнованиях. У ребят запас прочности меньше, но, думаю, тоже будут какие-то награды. Все-таки вся обойма нашей сборной – это мировая элита. Мне кажется, наши гимнасты могут выступить на Играх лучше, чем на чемпионате мира.

Подпишитесь