Posted 7 декабря 2015, 21:00
Published 7 декабря 2015, 21:00
Modified 8 марта, 03:10
Updated 8 марта, 03:10
Правоцентристская оппозиционная коалиция «Круглый стол демократическое единство» (MUD) значительно опередила правящую Единую социалистическую партию Венесуэлы (PSUV), которая контролировала однопалатный венесуэльский парламент последние 16 лет. Как сообщила через пять часов после закрытия избирательных участков Национальная избирательная комиссия, 99 из 167 мест в Национальной ассамблее достались оппозиции. У социалистов президента Мадуро лишь 46 мест. Судьба 22 оставшихся мест будет решена в ближайшее время.
Небо над штаб-квартирой MUD в фешенебельном районе в западной части Каракаса осветил праздничный фейерверк. «Венесуэла хотела перемен, и сегодня эти перемены начались», – заявил лидер правоцентристской коалиции Хесус Торреальба.
Выступая по национальному телевидению после объявления первых результатов, Мадуро признал поражение. Однако, по его словам, плачевный итог выборов не означает конца «Боливарианской революции», во главе которой он стал после смерти Чавеса в 2013 году. «Сегодня мы проиграли сражение, – сказал Мадуро. – Но сегодня же начинается и борьба за социализм».
В этой борьбе у сторонников президента остаются шансы на реванш. Чтобы создать трудности президенту, правоцентристам нужно набрать 113 голосов, что даст им абсолютное большинство в парламенте. Эта задача им вполне по силам. Но и у социалистов есть шансы не допустить создания супербольшинства своих противников. Тем не менее, даже в случае если Мадуро преуспеет в парламентских интригах, факт останется фактом: поддержку народа социалисты потеряли. Это голосование, на которое пришли три четверти (74,3%) венесуэльцев, имеющих право голоса, являлось своего рода референдумом по доверию президенту и его курсу. И президент этот референдум проиграл. Понять венесуэльцев несложно. В Венесуэле – галопирующая инфляция, выражающаяся трехзначными числами, хронический дефицит практически всех главных продуктов и товаров и очень высокий уровень преступности. Кстати, Мадуро, как обычно, списал поражение на выборах на происки врагов. PSUV, уверен он, проиграла в «экономической войне», развязанной оппозицией и США против его правительства. Экономисты же чаще говорят о падении цен на нефть – главный экспортный продукт страны.
Самое вероятное развитие событий теперь – это затяжное противостояние парламента и президента. Национальная ассамблея, враждебно настроенная по отношению к президенту, конечно же, попытается как можно сильнее ограничить его обширные полномочия. Социалисты во главе с Мадуро, который по конституции должен исполнять обязанности главы государства до апреля 2019 года, будут этому противиться.
А между тем результат парламентских выборов в Венесуэле стал серьезным ударом по левому движению в Латинской Америке, набравшему силу именно после победы Чавеса. Возможно, этот удар не последний. Ведь главная причина падения популярности социалистических идей заключается в далеком от завершения экономическом кризисе, охватившем континент. Из-за него в ноябре левые потерпели поражение и в Аргентине, где к власти пришел правый президент Маурисио Макри. В Бразилии начата процедура импичмента левому президенту Дилме Русефф. Сейчас ее, некогда одного из самых популярных политиков континента, поддерживает лишь каждый десятый бразилец. В этих условиях поражение левых в их оплоте, Венесуэле, кажется закономерным.