Posted 2 декабря 2015, 21:00

Published 2 декабря 2015, 21:00

Modified 8 марта 2024, 02:17

Updated 8 марта 2024, 02:17

Начать с начала

2 декабря 2015, 21:00
Как объявил глава «Газпрома» Алексей Миллер, вчера российский газовый холдинг возобновил поставки голубого топлива на Украину. По его словам, Киев затребовал максимальный в соответствии с контрактом режим поставки в сутки и перечислил чуть менее половины из 500 млрд. долл., обещанных на финансирование поставок. Эксперт

Украинский «Нафтогаз» направил предоплату за поставки энергоносителя еще в пятницу, 9 октября, и запросил максимальный режим поставки – 114 млн. куб. м газа в сутки, что соответствует годовому отбору газа Украиной – 52 млрд. куб. м. Такими темпами за оставшуюся часть октября «Газпром» сможет поставить соседней стране 2,16 млрд. куб. м газа. Киев уже оплатил 243 млрд. долл. Всего же финансирование 2 млрд. куб. м газа, которые обязалась приобрести Украина, будут профинансированы за счет 500 млрд. долл., полученных Киевом в качестве кредита при содействии Еврокомиссии (ЕК).

Правда, по словам Алексея Миллера, этих 2 млрд. куб. м может оказаться недостаточно Украине для прохождения зимнего периода, но текущее соглашение не отвечает в полной мере на вопрос, за счет каких средств будут финансироваться поставки российского газа на Украину зимой.

Ведущий научный сотрудник Центра экономических исследований РИСИ Владимир Блинков в беседе с «НИ» отметил, что хотя в настоящий момент все три стороны и пришли к соглашению, Украина отстает от графика закачки газа в свои подземные хранилища (ПХГ). «А в этом году погодные условия зимой прогнозируют хуже, чем в прошлом. И если Украине не хватит накопленного газа, они могут начать отбирать топливо из транзитной трубы в Европу. Так как средств на дополнительные поставки у страны нет, а «Газпром» осуществляет поставки только в режиме предоплаты», – сказал эксперт.

Напомним, что 30 сентября в ходе совещания с членами правительства президент РФ Владимир Путин сообщил, что, по его ожиданиям, общая сумма платежей, ожидаемых от Украины за российский газ в нынешний зимний период, составит около 3 млрд. долл. В тот же день Россия и ЕК подписали трехсторонний протокол по подготовленному в Брюсселе зимнему пакету договоренностей на период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016- го. По условиям этого соглашения Москва предоставила Киеву скидку в размере 24,6 долл. за 1 тыс. куб. м, а цена российского газа была установлена на уровне 228–232 долл. за тысячу куб. м. Что, по мнению экспертов, соответствует рыночным ценам на европейском рынке, на который постоянно ориентируется Украина в своих требованиях к стоимости российского газа.

Но если на украинском «газовом фронте» ситуация для России нормализовалась, то в отношениях с другим традиционным партнером – Турцией – не все так гладко. Противоположные позиции Москвы и Анкары по сирийскому вопросу на фоне активного участия российской авиации в военных действиях на территории этой страны привели к возникновению серьезных противоречий. В результате 8 октября президент Турции Тайип Эрдоган заявил, что Анкара может пересмотреть вопрос о закупках российского газа, так как его страна может покупать газ и из других источников.

Позднее турецкий вице-премьер Нуман Куртулмуш, правда, заявил, что сирийский вопрос не должен сказываться на российско-турецком сотрудничестве. Тем не менее все это происходит на фоне очевидного охлаждения диалога по линии «Турецкого потока» – амбициозного проекта «Газпрома», громко анонсированного в декабре прошлого года. Эта труба должна стать альтернативой как раз украинскому маршруту доставки российского газа в Европу.

Буквально на прошлой неделе «Газпром» объявил о снижении мощности газопровода вдвое – до 32 млрд. куб. м газа в год, которые потекут по двум трубопроводам вместо изначально планировавшихся четырех. Кроме того, в сентябре стало известно, что дата ввода в эксплуатацию первой нитки была отодвинута с декабря 2016 года на неопределенный срок.

Владимир Блинков считает, что уменьшение мощностей оправдано, а в целом заявления Эрдогана в преддверии выборов в Турции стоит рассматривать как популистские и направленные на расположение электората. «Его заявления о возможности быстрой замены российского газа на газ из других источников просто не соответствуют реальности. Ни Иран, ни Азербайджан не могут быстро увеличить объемы поставок», – сказал эксперт.

Подпишитесь