Падение спроса на заграничные курорты наблюдается на всех направлениях, уточнила на пресс-конференции г-жа Тюрина. По ее словам, некоторые туристические компании предпочитают замалчивать свое неблагополучие: «Те компании, которые не любят говорить правду, делают вид, что все не так плохо. Говорят, что спрос упал на 30%. Компании, которые говорят правду, говорят, что спрос упал минимум на 50–60%». При этом многие компании хотели бы уйти с рынка, однако не могут этого сделать из-за обязательств перед партнерами и клиентами. «Так просто не встанешь и не уйдешь», – подчеркнула представитель РСТ.
Такая «беспрецедентная ситуация» на туристическом рынке связана прежде всего со снижением доходов российских туристов и закрытием двух самых популярных направлений у россиян – Египта и Турции. «Главная причина падения тем не менее – экономический кризис, нехватка денег у туристов. Если бы деньги были, люди бы поехали все равно, несмотря на политическую ситуацию», – пояснила г-жа Тюрина. Другие направления – более дорогие, «а у людей нет желания доплачивать за путевки, сейчас люди вынуждены экономить», – отметила пресс-секретарь РСТ. Вместе с тем, по ее словам, продажи новогодних туров остались на прежнем уровне: не увеличились и не уменьшились.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе в беседе с «НИ» оценила снижение спроса на зарубежные туры в 40%. Наибольшая доля здесь приходилась на Египет. «Убыток произошел из-за отмены авиасообщения с Египтом, Турция в зимний период обычно не популярна», – говорит г-жа Ломидзе. На этом фоне, по ее словам, становится перспективным внутренний туризм.
За развитие внутреннего туризма выступают и россияне. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), более 67% респондентов считают, что правительство РФ должно сосредоточиться на развитии внутреннего туризма. Еще четверть респондентов заявила, что лучше бы власти занимались обеспечением безопасности заграничного отдыха. Примечательно, что респонденты 18–24 лет голосовали за внутренний туризм только в 54% случаев, а люди старше 60 лет – в 74%. Есть небольшая корреляция и с уровнем доходов: люди с низким заработком чаще выступали за отечественные курорты, чем высокооплачиваемые опрошенные, – 71% против 61%.