Posted 1 декабря 2015, 21:00

Published 1 декабря 2015, 21:00

Modified 8 марта 2024, 02:15

Updated 8 марта 2024, 02:15

Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин

1 декабря 2015, 21:00
На рассмотрении правительства РФ находится стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Предполагается, что в течение трех месяцев после утверждения этого документа будут разработаны «дорожные карты» по реализации стратегии на ближайшие два года. О том, что значит для малого и среднего бизнеса

– Реализация мероприятий в рамках стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, которая сейчас находится на рассмотрении правительства РФ, оценивается в 820 млрд. руб. только на ближайшие 15 лет. Насколько необходима такая стратегия именно сейчас, учитывая, что с финансами в стране не очень хорошо?

– Дело в том, что Россия оказалась в точке, когда без применения системных, стратегических подходов двигаться дальше невозможно. Да, в последние годы сделано немало для поддержки малого и среднего бизнеса. Например, во всех регионах есть соответствующие программы, реализуются определенные мероприятия, предусмотрены субсидии на компенсацию затрат, создано большое количество организаций по поддержке малого и среднего предпринимательства. Кроме того, существуют специальные режимы налогообложения, имущественные преференции. Но вот парадокс: поддержка есть, а развития нет. И когда мы готовились к апрельскому Госсовету, посвященному проблемам малого и среднего предпринимательства (МСП), пришли к однозначному выводу: выработка разрозненных мер и механизмов не приведет к желаемому результату – увеличению вклада МСП в ВВП страны. Напомню, что сейчас вклад этого сектора в ВВП страны составляет 21%, и на Госсовете говорили о необходимости повышения этой планки до 45–50%. С учетом этого требуется общее целеполагание, определение понятных критериев эффективности работы в заданном направлении в стратегическом документе страны. Разработка стратегии стала базовым предложением ТПП РФ, которое после прошедшего в апреле Госсовета вошло в перечень соответствующих поручений президента России.

– Какие показатели заложены в проект стратегии?

– В проекте стратегии заданы показатели, которые в совокупности должны привести к увеличению вклада МСП в ВВП. Например, заложено увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних предприятий, рост в два раза производительности труда, значительное увеличение численности работников в секторе. Самые жаркие споры у экспертов, работающих над стратегией, разгорелись относительно доли МСП в ВВП. Ведь на сегодняшний день Россия существенно отличается от развитых и даже развивающихся стран по вкладу МСП в общие экономические показатели страны. Вклад в ВВП, о чем я уже говорил, у нас 21%, в то время как в развитых странах – более 50%, в Японии – 57%, в ЮАР – 55%. В нашей стране доля экспорта МСП в общем объеме экспорта – 6%, а, например, в Южной Корее – 40%. Но показатели, характеризующие МСП, зависят в том числе и от макроэкономических показателей. Поэтому важно было задать показатели таким образом, чтобы динамика развития других секторов экономики не давала искаженное представление о развитии сектора малого и среднего предпринимательства.

– В какой мере видение ТПП РФ относительно развития малого и среднего предпринимательства учтено в документе?

– В ходе работы над проектом в составе рабочей группы, созданной при Минэкономразвития России, ТПП РФ России внесла несколько пакетов замечаний и предложений, и ключевые наши пожелания были учтены. Скажем, отдельно прописан раздел «Территориальное развитие», где учтены региональные аспекты. Обозначена необходимость реализации такого направления работы единого центра поддержки МСП, как консультирование и иные виды услуг для МСП, на базе не только многофункциональных центров, но и на основе действующей инфраструктуры поддержки МСП, в том числе созданной в рамках реализации государственной программы Минэкономразвития РФ. Предусмотрены такие меры, как проведение на постоянной основе мониторинга неналоговых платежей, развитие новых механизмов финансирования, выработка механизмов по стимулированию крупных компаний взаимодействовать с МСП; обеспечение соразмерности наказания с учетом категории субъекта правонарушения и расширение практики применения мер по вынесению предупреждения и др. Так что в проекте стратегии заданы все основные направления и ориентиры. Следующим этапом должен стать двухлетний план мероприятий, над которым сейчас работает созданная при ТПП РФ рабочая группа.

– Вы упомянули о механизмах, стимулирующих крупные компании взаимодействовать с малым и средним предпринимательством. Речь идет о госкорпорациях, которым установлена квота закупок у малого бизнеса?

– Прежде всего нужно отметить, что взаимодействие крупного и малого бизнеса является одной из точек роста сектора МСП. На сегодняшний день существует два направления такого взаимодействия. Первое – участие малого и среднего бизнеса в закупках компаний с государственным участием. Второе – привлечение МСП к выполнению заказов частных крупных компаний. Реализация первого направления стала возможна благодаря законодательным изменениям, которые обязали госкомпании размещать часть заказа на предприятиях малого бизнеса. Подводить итоги рано, поскольку норма заработала только с лета текущего года. Но уже очевидно, что требуется выработка практических механизмов, так как в этот процесс вовлечена незначительная доля крупных компаний и квота пока выполняется формально. Отчеты по объемам закупок, программам партнерства, реестрам МСП, присоединившимся к программам, пока весьма далеки от ожидаемых результатов. Еще более амбициозная задача – обеспечение движения МСП и крупных компаний частного сектора навстречу друг другу в области промышленного производства и высокотехнологичных услуг. На мой взгляд, решить эту задачу можно только при ряде условий. В первую очередь необходимо наличие специализированной инфраструктуры в виде технопарков, инжиниринговых центров и т.п., выступающей связующим звеном между МСП и крупными промышленными компаниями. Это должно снижать издержки МСП, например, на изготовление опытных партий. Одной из ключевых функций такой инфраструктуры должна стать реализация программ повышения технологической, организационной и кадровой готовности малых предприятий к выполнению заказов со стороны крупных организаций. При этом степень готовности малых предприятий к взаимодействию должна быть такой, чтобы крупная компания чувствовала гарантии выполнения заказа на высоком качественном уровне. Ну и, конечно, должны быть закреплены нормы, предоставляющие преференции тем крупным компаниям, которые «выращивают» малого партнера, создают условия для взаимодействия с ним.

– Какие это могут быть преференции?

– Например, можно было бы проработать льготу для крупных компаний по налогу на имущество. Скажем, между крупной компанией и регионом заключается соглашение на предоставление льготы по налогу на имущество в случае привлечения к выпуску продукции малых и средних компаний. Такой механизм может быть реализован по аналогии с инвестиционными соглашениями, действующими во многих регионах России. Например, в Республике Татарстан при реализации инвестиционных проектов, соответствующих определенным требованиям, налоговая ставка на имущество, используемое в инвестиционной деятельности, установлена в размере 0,1%, тогда как по общему правилу она составляет 2,2%. Еще одна льгота – приоритетное право на получение государственной поддержки крупными компаниями, привлекающими МСП. Такие преференции могут быть закреплены в соответствующих актах регионов.

– Что в «дорожных картах» по реализации стратегии должно стать первоочередным?

– Безусловно, в числе первоочередных мероприятий – реализация созданной недавно Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства функций единого центра поддержки МСП. Одна из задач корпорации – разработка и внедрение стандартов оказания различных форм и видов поддержки МСП, в том числе в рамках деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки бизнеса. Мы с удовлетворением отмечаем, что здесь учтены основные пожелания ТПП РФ в части построения системы инфраструктуры через принцип «содействия ускоренному развитию», который предполагает наличие в стране специальной инфраструктуры, работающей именно с теми предприятиями, которые обладают потенциалом для роста. Считаем целесообразным подход, предполагающий «заточку» системы инфраструктуры и выработку специальных мер для двух целевых групп. Первая – «массовый» бизнес, обеспечивающий повышение качества жизни. К этой группе относятся в первую очередь предприятия в сфере торговли и услуг. Вторая – «высокотехнологичные» малые и средние предприятия, в том числе экспортно-ориентированные, которые работают на инновационное развитие экономики. Отмечу, что разворачивание работы по поддержке МСП на базе существующей сети организаций поддержки бизнеса, созданной в рамках государственных и муниципальных программ, – важное решение. Такие организации, к которым относятся бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, промышленные парки, технопарки, инжиниринговые центры, центры прототипирования, центры кластерного развития, центры поддержки экспорта и пр., имеют опыт поддержки бизнеса, сформированную клиентскую базу, прозрачные алгоритмы работы.

– Сколько в России действует организаций, созданных для поддержки малого и среднего бизнеса?

– На сегодняшний день насчитывается около 500 организаций инфраструктуры, работающих для поддержки МСП. Но дело не в количестве. Главное – превратить существующую сеть в систему с новыми качественными характеристиками. Поэтому предстоит большая работа по оптимизации и совершенствованию инфраструктурной поддержки малого и среднего высокотехнологичного предпринимательства, снятию дублирующих функций и учета региональных особенностей. Требуются разработка единых требований к организациям инфраструктуры и регулярный мониторинг их деятельности. Кстати, ТПП РФ уже давно ведет эту работу, как самостоятельно, так и совместно с органами власти в рамках государственных программ. На базе торгово-промышленных палат в регионах и муниципалитетах работают 44 объекта инфраструктуры развития МСП, созданных в рамках программ Минэкономразвития России. Считаем, что меры по созданию эффективной системы организаций развития МСП должны быть внедрены уже в следующем году на первом этапе реализации стратегии (2016–2018 гг.), когда будут формироваться предпосылки для полноценного запуска всех инструментов и мер государственной поддержки. На следующих этапах система инфраструктуры развития МСП должна работать как бесперебойный механизм.

Подпишитесь