Posted 25 ноября 2015, 21:00
Published 25 ноября 2015, 21:00
Modified 8 марта, 03:17
Updated 8 марта, 03:17
Всего в рядах Красной армии в период войны сражались около 450 тысяч евреев, треть из которых погибли. В предисловии к выставке куратор Олег Будницкий подчеркивает, что «война Абрама» в общем-то ничем не отличалась от «войны Ивана». Другое дело, что для евреев победа Гитлера приравнивалась не к порабощению, а к полному уничтожению их нации.
Открывают выставку документальные материалы, посвященные офицеру Красной армии Александру Печерскому. В 1943 году Печерский оказался в лагере смерти Собиборе и за три недели сумел организовать единственное в его истории успешное восстание, благодаря которому и выжил. Впоследствии его воспоминания использовались на Нюрнбергском процессе, легли в основу нескольких книг (в том числе мемуаров самого Печерского), а также фильма британского режиссера Джека Голда. Материалы, представленные на выставке, тоже имеют отношение к знаменитому восстанию: Государственный архив передал Еврейскому музею письма Печерского высшему руководству страны, сообщающие весьма любопытные факты, например, как был устроен польский лагерь смерти и на какие отдельные территории был разделен.
Имя Леонида Волынского (Рабиновича), которому посвящена часть выставки, хорошо известно разве что представителям искусства. До войны работавший художником в Киевском театре оперы и балета, Волынский вошел в историю как русский лейтенант, который нашел и спас более 200 художественных полотен Дрезденской галереи, спрятанных в окрестностях города. На выставке демонстрируют найденную Волынским «Немую карту» с указанием тайников, благодаря которой и удалось узнать, где находятся картины.
Отдельный раздел посвящен женщинам – представительницам еврейской нации, участвовавшим во Второй мировой. Военный переводчик Елена Каган, после битвы под Ржевом взявшая себе литературный псевдоним Елена Ржевская, принимала участие в поисках и опознании останков Гитлера. Полина Гельман, единственная женщина-еврейка, получившая звание Героя Советского союза, на войне осуществила свою мечту, став летчицей женского полка ночных бомбардировщиков – до этого ее не брали в авиацию из-за невысокого роста. На выставке можно взглянуть на фотографии, письма, личные вещи этих героических женщин.
Еще одна часть экспозиции рассказывает о военных фотографах. На события Великой Отечественной войны мы, как правило, смотрим глазами советских фотокорреспондентов, многие из которых являются представителями еврейской нации. Знаменитый снимок «Ноктюрн», где солдат на развалинах играет на скрипке, принадлежит фотокору «Красной звезды» и Совинформбюро Якову Халипу. Эммануил Евзерихин – автор облетевшей весь мир фотографии, на которой изображен фонтан «Бармалей», один из символов Сталинграда. Широко известны работы Евгения Халдея. Наиболее знаковые его снимки – первого и последнего дней войны – открывают и закрывают экспозицию.
Представленные на выставке биографические справки свидетельствуют, что для многих из этих героев испытания не закончились с окончанием войны. Евгений Халдей был уволен из «Фотохроники ТАСС» из-за «недостаточного уровня образования» и «недостаточной политической грамотности» и вплоть до смерти Сталина не мог найти работу. Та же участь постигла и его коллегу Якова Халипа. Александр Печерский во время антисемитской кампании был вынужден покинуть должность администратора в Театре музыкальной комедии Ростова-на-Дону. Однако нелегкая судьба героев этой выставки не проходит лейтмотивом и не ставится во главу угла. Более того, национальный вопрос здесь играет роль, скорее, формальную. Героизм – не свойство конкретной нации: единственное, что действительно важно, – знать и помнить героев в лицо.