Posted 17 ноября 2015, 21:00
Published 17 ноября 2015, 21:00
Modified 8 марта, 03:23
Updated 8 марта, 03:23
Напомним, трасса М11 «Москва – Санкт-Петербург» будет достроена к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Она проходит параллельно существующей трассе М10 «Россия» и станет платной целиком. А пока на М11 только один платный участок – в обход Вышнего Волочка. Проезд по нему стоит от двух до 3,5 рубля за километр для легковых автомобилей.
Платный проезд еще по одному участку трассы – от МКАД до Солнечногорска (15–58 км) – должны были ввести в понедельник, 16 ноября. Однако 13 ноября госкомпания «Автодор» и концессионер проекта ООО «Северо-Западная концессионная компания» («СЗКК») заявили о продлении тестового периода: «Автодор» ждал окончательного утверждения тарифов, а ООО «СЗКК» – завершения тестирования оборудования, установленного на трассе. «НИ» удалось выяснить, что плату за проезд скорее всего введут в ночь с 22 на 23 ноября.
С 19 октября на участке трассы М11 от МКАД до Солнечногорска в тестовом режиме заработало оборудование по взиманию денег. Цены удивили многих. Так, легковым автомобилям и мотоциклам проезд от Солнечногорска до МКАД с утра до вечера буднего дня обойдется в 500–600 рублей, обратно – в 450–500. Ночью и в выходные цены будут вдвое ниже. В часы пик водитель легкого автомобиля может отдать от 4,6 до 16 рублей за километр. От Зеленограда до Москвы с 6 до 10 часов утра в будние дни можно добраться за 400 рублей, а от «Шереметьево-2» – за 250 рублей. Еще одна позиция, влияющая на тарифы, – тип транспортного средства. Дороже всего проезд обходится грузовым автомобилям и автобусам: им поездка от Солнечногорска до Москвы в загруженные часы обойдется в 1200 рублей.
«Концессионер должен предоставить пользователям разумную и привлекательную для них цену. При этом его задача – вернуть свои инвестиции в проект», – сказала «НИ» официальный представитель госкомпании «Автодор» Екатерина Варенова. «Размер инвестиций колоссален. Со стороны государства была вложена лишь треть средств, остальное – деньги частных инвесторов либо кредитные займы. Учитывая все эти факторы, и была составлена сетка тарифов», – объяснил «НИ» пресс-секретарь ООО «СЗКК» Олег Завьялов. По его словам, изначально, когда в 2009 году компания заключила соглашение с РФ, в нем был указан средневзвешенный тариф для легковых автомобилей – 3 рубля 60 копеек без НДС за километр. «С учетом индексации цена возросла. Определенных средств требует обслуживание дороги, поддержание ее в хорошем состоянии», – пояснил «НИ» Олег Завьялов.
Сэкономить автовладельцам предлагается с помощью транспондера (устройства, которое автоматически списывает деньги со счета водителя) – он дает скидку 20%. Кроме того, введут скидки для тех, кто будет ездить по определенным маршрутам регулярно. «Программа лояльности задумывалась давно для постоянных клиентов. Ее возникновение – отнюдь не реакция на протесты», – отмечает Олег Завьялов.
Отметим, что тарифы спровоцировали целую протестную кампанию. Так, 31 октября на Центральной площади Зеленограда собралось несколько десятков автомобилистов, недовольных тарифами. А ранее на сайте Change.org появилась интернет-петиция за снижение «грабительских» тарифов, которую подписали уже 19 тысяч человек. Ее автор – жительница Зеленограда Алена Шахова. «Я понимала, что М11 будет платной и готова отдавать разумные деньги за экономию своих времени и нервов. Однако заявленные тарифы – за гранью разумного для среднего жителя Зеленограда, который готов ездить в Москву за зарплатой в 40–50 тыс. рублей», – сказала «НИ» г-жа Шахова. По ее подсчетам, жителю Зеленограда, который ездит в Москву на работу, дорога обойдется в 750 рублей туда-обратно, а за месяц набежит 13–16 тысяч рублей.
Сегодня в России существует несколько платных дорог. Уже взимается плата за проезд по участку трассы М1 «Беларусь», который идет в обход города Одинцово в Московской области. В дневное время километр пути стоит от 10 до 15 рублей для легковых автомобилей и от 15 до 50 рублей за километр для грузовиков. Остальные платные участки находятся на трассе М4 «Дон». Там цены гораздо ниже: до 6 рублей за километр. М4 целиком принадлежит государству – ею заведует ГК «Автодор».
«Подмосковные трассы делают дорогими просто потому, что люди здесь более платежеспособные, чем на той же М4. Участок в обход «Одинцово» вообще близко к Рублевке, поэтому там только поворчали по поводу цен. В Зеленограде все-таки живут люди, которые не могут себе позволить такие тарифы», – сказал «НИ» координатор Движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он полагает, что участок в обход Химок просто придет в запустение, так как он еще и не очень удобен при въезде в Москву. «В будущем просто больше загрузится М10. Либо люди будут частично выезжать на М11, чтобы объехать какую-нибудь пробку и не потратить много денег», – сказал эксперт.
Заметим, что еще в 2013 году Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «Принцип» опубликовало «Комплексную экспертизу деятельности концессии по строительству платной автодороги Москва – Санкт-Петербург (участок 15–58 км)». В организации пришли к выводу, что строительство сопровождалось различными нарушениями. «Структура собственности ООО «СЗКК» крайне непрозрачна и менялась в ходе реализации проекта. На разных стадиях проекта в ней фиксировались компании с Британских Виргинских островов, Каймановых островов, Кипра и Ливана… При этом конечные владельцы и бенефициары остаются частично скрытыми от общественности», – сказано в экспертизе.
Согласно сайту «Северо-Западной концессионной компании», она была создана в 2007 году для участия в открытом конкурсе на постройку М11. Сегодня предприятием владеют французская группа VINCI и крупнейшая в России транспортно-инфраструктурная группа «Мостотрест». До апреля 2015 года крупнейшим акционером «Мостотреста» была компания Marc O’Polo Investments Ltd., принадлежащая Игорю Ротенбергу, сыну предпринимателя Аркадия Ротенберга.