Posted 16 ноября 2015, 21:00
Published 16 ноября 2015, 21:00
Modified 8 марта, 03:24
Updated 8 марта, 03:24
Согласно данным аналитиков ВШЭ, сокращение реальных зарплат населения в годовом измерении составляет около 10%. Причем пока нет никаких оснований говорить о каком-то замедлении темпов этого падения. Так, в сентябре средняя заработная плата сократилась на 0,2% по отношению к августу.
Составители обзора признают, что, если принять во внимание повысившуюся после сезонной (летней) девальвации текущую инфляцию (11,2% в годовом измерении), то прогнозы будущей динамики реальных доходов «складываются неутешительные».
Они приходят к выводу о том, что отрицательная динамика зарплат обеспечивает дальнейший спад потребления в стране. Так, потери покупательской способности зарплат в 2015 году составят 9–10 % реальных объемов 2014 года. При этом спрос страдает в одинаковой степени и по параметрам продуктовой корзины, и по параметрам товаров первой необходимости, не относящихся к продовольствию. Этого, кстати, не наблюдалось в предыдущий кризис семилетней давности.
В отчете ВШЭ потери доходов населения за три квартала текущего года связываются с инфляционным обесценением фондов оплаты труда (–9,2%) и пенсий (–1,8%). Среди сотрудников крупных и средних предприятий получше положение у занятых в сырьевом секторе: их фонд оплаты труда в реальном выражении сократился всего на 1,8%.
Заместитель директора Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов в беседе с «НИ» отметил, что номинальные показатели доходов остаются в основном на прежних отметках, но люди прекрасно видят: реальное наполнение их заработной платы, мягко говоря, оставляет желать лучшего. А работодатели сейчас маневрируют – не уменьшая номинально уровень зарплаты, они стараются поддерживать минимальную стабильность своего предприятия.
Если брать номинальные значения заплат в среднем по стране по отношению к 2014 году, то они нисколько не падают, а даже немного растут. «Если тогда вы получали, условно говоря, 40 тысяч рублей в месяц, то сейчас чисто арифметически вы получаете даже больше – 41 тысячу, но в реальном выражении с учетом произошедшего роста цен и тарифов ваши доходы не выросли, а заметно снизились», – пояснил г-н Миронов. Что касается цен, то они, по словам эксперта, росли и до резкой девальвации рубля, сейчас же этот рост для россиян стал еще болезненней.
В то же время собеседник «НИ» напоминает, что все 2000-е (с перерывом на кризисные 2008 – 2009 годы) зарплаты в России росли вслед за нефтяными ценами, причем денежное вознаграждение работникам увеличивалось более быстрыми темпами, чем производительность их труда. То есть тогда была другая диспропорция: зарплата росла быстрее производительности труда, и мы, фигурально выражаясь, жили лучше, чем работали. Теперь же экономический кризис исправил эту диспропорцию, и, как полагает эксперт, в дальнейшем темп роста заработной платы в стране будет напрямую зависеть от роста производительности труда.