В прошлом сезоне бал проводили еще при жизни Елены Васильевны – в честь ее 75-летия. Виновница торжества была довольна концертом мировых звезд оперы и сразу предложила повторить бал через год. Успех того концерта и впрямь велик: директор Фонда Образцовой Наталья Игнатенко со смешанным чувством негодования и удовлетворения рассказывала, что пиратские диски продавались по всему миру. Никто и думать не мог, что нынешний вечер пройдет без Образцовой и станет мемориальным.
Слово «бал» в названии осталось: так организаторы подчеркивают особую торжественность вечера. А заимствованная из балета «Марко Спада» декорация – перспектива громадного зала в старинном дворце – еще усилила настроение. Как и вступительный рассказ о том, что Образцова пришла в Большой театр в 1963 году и прослужила в нем 51 год.
Впрочем, торжественность соблюдалась не всегда. Ведь Елена Васильевна, как вспоминали на пресс-конференции хорошо знавшие певицу люди (Николай Цискаридзе и другие), была дамой не чопорной, а смешливой, обожала анекдоты. В концерт, наполненный трагическими, драматическими и лирическими ариями, попал балетный юмор – фрагмент «Тщетной предосторожности», в котором мужчина традиционно исполняет женскую роль. Цискаридзе обулся в сабо, завязал на подбородке ленты громадного чепчика и, кокетливо размахивая клетчатой юбкой, «отжег» танец пожилой вдовы.
По настроению это был почти эстрадный номер, сделанный из фрагмента английского балета. Публика смеялась. А вот как реагировать на выступление виолончелиста Болеслава Струлева, было непонятно (Струлев – давний друг Образцовой, с ней выступавший). Не каждый день услышишь, как арию Ленского «Куда, куда вы удалились...» лишают слов, а музыку исполняют – виолончельным соло, разумеется, под аккомпанемент оркестра.
Оркестр «Новой оперы» и хор «Геликон-оперы» помогали певцам раскрепоститься. Дирижер Ян Латам-Кениг рассказывал, что впервые услышал Образцову в Вене, где учился музыке, и именно тогда захотел стать оперным дирижером. Несомненно, это решение пошло на благо искусству, потому что Кениг на концерте показал высший класс именно как оперный дирижер: музыку представлял изысканно, при этом никого не заглушал. Наоборот, помогал певцам всемерно, хотя сами исполнители иногда ставили Кенига в сложное положение. Как, например, монгольский баритон Ауринбаатар Ганбаатар, обладатель красивого и мощного голоса, владелец Гран-при последнего конкурса Чайковского, но, как писала о нем критика именно после конкурса, с «младенческой выучкой».
Многие из участников были близко знакомы с Образцовой и (или) выступали вместе с ней. Это Маквала Касрашвили, спевшая арию Тоски из одноименной оперы Пуччини, и Зураб Соткилава, который сперва вышел на сцену с трагическом эпизодом смерти вердиевского Отелло, а потом – вне официальной программы – добавил к концерту грузинскую песню, пояснив, что ее «очень любила Леночка».
Для некоторых звезд мировой оперы (как, кстати, было и на прошлогоднем концерте) участие в «Оперном бале» – дебют в Большом театре. Так произошло с Ольгой Бородиной, которая давно покорила лучшие оперные дома планеты Далилой из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила», но только теперь спела арию библейской обольстительницы в ГАБТе.
Было много минут беспримесной оперной радости. Когда Асмик Григорян, похожая на неоперившегося подростка, предстала Русалкой из «Русалки» Дворжака. Когда Екатерина Сюрина нежнейше спела арию героини из оперы Шарпантье «Луиза», а потом вместе с Екатериной Семенчук отдалась венецианской неге в баркароле из оффенбаховских «Сказок Гофмана». Когда Василий Ладюк блистал мужественным вокалом во фрагменте из «Фаворитки» Доницетти. Когда Ирина Лунгу с тем же Ладюком поразили в дуэте из «Таис» Массне безупречным приливом запоздалой мужской любви и женского религиозного порыва...
Финал концерта – почти символический – скрепил союз серьезности и веселья. Знаменитая Анджела Георгиу (которая, по ее словам, в детстве любила слушать Образцову) спела любовный дуэт из «Богемы» со сладкоголосым Дмитрием Корчаком. Звучно отпуская в зал по-французски пропетое слово «любовь», пара закрепила успех крепким сценическим поцелуем. И полонез из «Бориса Годунова», под который участники раскланивались, прошел при еще большем воодушевлении публики.