Posted 10 ноября 2015,, 21:00

Published 10 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:28

Updated 8 марта, 03:28

Мал фестиваль, да дорог

Мал фестиваль, да дорог

10 ноября 2015, 21:00
В то время как по всей стране закрываются или как минимум переживают не лучшие времена фестивали даже с громкими именами, в Воронеже появился масштабный театральный смотр, собравший 25 лучших детских спектаклей России и стран СНГ.

О том, что Воронеж на девять дней превращается в этакий детский «Авиньон», красноречиво говорят улицы и фасады зданий. Куда ни глянь – стоят, висят, выглядывают из-за угла разноцветные и разноформатные афиши, рекламы, билборды предстоящего события. От театра к театру в окрестностях центрального проспекта спешат мамы с детьми, «украшенными» значками фестиваля. В вечер открытия «Маршака» город толпится у Театра кукол «Шут». В течение нескольких часов на фасаде замка кукольного театра (а это действительно здание-замок, с башенками и часами) в видеопроекциях оживают сцены из привезенных спектаклей. На огромных полотнах-экранах малышей приветствуют Пиноккио, Золушка, Бременские музыканты и многие другие герои сказок и мультфильмов. «Маршак», как градообразующее предприятие, сосредотачивает на время жизнь вокруг себя и обращает город в праздник.

«Сил нет! На нас давят и буквально заставляют делать этот фестиваль», – шутит куратор «Маршака» режиссер Михаил Бычков. И уже серьезно добавляет: «Воронежская область сейчас на подъеме. И руководство очень точно понимает – все начинается с головы, с культуры, а не с какого-то отдельного бизнес-проекта. И детский театральный форум – это прямое поручение губернатора». То, что масштабное событие для детей должны делать люди, которые уже не раз доказали свой профессионализм на международном Платоновском фестивале искусств, сомнений не вызывало. Именно худрук Камерного театра Михаил Бычков и его команда, которые каждое лето превращают город в эпицентр музыкальных, литературных и театральных событий, открыли миру Воронеж как еще одну культурную столицу России.

С имени Маршака для детей начинаются стихи. Пусть и стихия театра для них тоже начинается с «Маршака» – подумали организаторы и дали детскому театральному смотру имя самого известного жителя Воронежа. Дата рождения Самуила Маршака очень кстати пришлась на один из фестивальных дней и стала поводом для дополнительного веселья. Артисты Камерного театра во главе с Камилем Тукаевым, почетным дежурным по фестивалю, прошлись шумной демонстрацией по городу, скандируя стихи детского поэта и вовлекая в свои ряды завороженных зевак.

О недетском размахе детского фестиваля гласит и афиша. В нее вошли титулованные не одной театральной премией режиссеры Марфа Горвиц, Евгений Ибрагимов, Роман Феодори, Рузанна Мовсесян и любопытно соседствующие с ними маленькие театрики «Рыба Кива» (Москва) и Karlsson Haus (Санкт-Петербург). «Театр тем и силен, тем и прекрасен, что он разный», – отмечает худрук Бычков.

"Ироническая сказка ха-ха-чу", Детская студия творческого развития К.Хабенского (Уфа)

Самыми ожидаемыми событиями «Маршака» стали три спектакля, билеты на которые были раскуплены еще задолго до начала события. Один из них – «Пиноккио», копродукция Екатеринбургского театра кукол и Zaches Teatro из Флоренции. Поражает марионеточная пластика актеров, в мгновение ока перескакивающих с велосипеда на самокат, с самоката на стойку с колесом. И все это они делают в масках с небольшими прорезями для глаз. «Пиноккио» возвращает в детский театр традиции комедии дель арте, о чем говорят и маски, выполненные вручную.

«Звездная» компания из БДТ в лице режиссера Евгения Ибрагимова, художника Эмиля Капелюша и актера Тараса Бибича привезла для воронежцев отмеченный несколькими «Золотыми масками» спектакль по произведениям Януша Корчака. История «Когда я снова стану маленьким» подтверждает истинность театральной формулы, которую озвучил на торжественном открытии фестиваля режиссер Адольф Шапиро: в театре с детьми надо говорить, как со взрослыми, а со взрослыми – как с детьми. В спектакле нет места сюсюканью и сантиментам. Он рассуждает со зрителем 6–12 лет о Боге, о боли, о любви и человеческом достоинстве. А единственный актер на сцене Тарас Бибич одухотворяет своей верой в происходящее кукольную толпу героев, отчего спектакль кажется шумным и многолюдным.

«Когда я снова стану маленьким», БДТ им.Товстоногова, (Санкт-Петербург)

Способностью одухотворять реальность делится со зрителями и новосибирский театр «Глобус». Режиссер Полина Стружкова изобретает любопытную композицию: историю Аркадия Гайдара о приключениях Чука и Гека актеры в радиостудии записывают на пленку, на глазах у публики извлекая из подручных материалов звуки дождя, вьюги, дыхания собаки, стука колес. По словам критика Павла Руднева, спектакль дает маленькому человеку навыки театрализации действительности.

Этим же навыкам призваны научить детей и их родителей многочисленные мастер-классы фестиваля и специальный блок программы «театр, в котором играют дети». На примере спектаклей детских студий творческого развития Константина Хабенского из Воронежа, Казани, Уфы и московского «Класс-центра» Сергея Казарновского организаторы «Маршака» доказывают важную мысль: театр – это не только развлечение, куда можно купить билет. Это, прежде всего, форма индивидуального развития личности.

«По всему чувствуется, что эта затея не спущенная сверху, а родившаяся изнутри команды Платоновского фестиваля, – отмечает президент Международной ассоциации театров для детей и молодежи (АССИТЕЖ) Адольф Шапиро. – Это же как в театре: заходишь, и с вешалки видно, как живет этот дом, чем дышат в нем люди. Так вот тут ходишь по городу, листаешь буклет, смотришь на имена приехавших режиссеров, и сразу понятно, что отнеслись к этому делу с большой любовью. Очевидно, что «Маршак» станет постоянным очень мощным событием для детей и одним из лучших театральных фестивалей России».

"