Posted 2 ноября 2015, 21:00
Published 2 ноября 2015, 21:00
Modified 8 марта, 03:32
Updated 8 марта, 03:32
Тот предыдущий фильм Ганьоля и Фелисьоли не выходил в широкий прокат в России, как, вероятно, не выйдет и «Мальчик-фантом». Надо думать, прокатчикам не очень понравится яркий авторский стиль этого фильма, да и тема может показаться слишком серьезной: ведь за детективной и супергеройской историей про злодея и маленького героя, способного вылетать из собственного тела и помогать в расследованиях неудачнику-детективу, кроется печальная повесть о больном ребенке, так что фоном для погонь и поисков злодея становятся переживания семьи, раковая усталость, химия…
Такое кино – лишний повод вспомнить о том, что в хороших детских сказках и фильмах за всей их внешней легкомысленностью нередко прячутся весьма сложные темы и зачастую трагические сюжеты. Взять хотя бы муми-троллей, в честь 70-летия которых БФМ устроил целую ретроспективу из трех полнометражных картин. Казалось бы, безобиднейшая и милейшая сказка про маленький смешной мир, наполненный добротой и нежностью. Однако юбилейная дата не позволяет забыть о том, в каких условиях создавался Муми-дол со всеми его обитателями… Уютный маленький мир во многом был для шведской писательницы Туве Янссон способом уйти в собственные фантазии от ужасов Второй мировой войны, а, например, сюжет «Муми-троллей и кометы» отчасти навеян ядерными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки.
Еще один фильм фестиваля – «Петсон и Финдус» – при всей своей бесшабашной веселости в сущности посвящен непростой теме старости. Одиночество, старческая забывчивость, некоторые изменения в сознании, позволяющие главному герою видеть странных мюклов и разговаривать со своим котом, курицами и крикливым петухом… Все эти элементы, недвусмысленно обозначенные в книгах Свена Нурдквиста, были столь же недвусмысленно перенесены на экран немецким режиссером Али Замади Ахади, известным фестивальной публике по его политическим картинам – о народных протестах в Иране, об израильско-палестинском конфликте.
Приключенческая картина «Далеко на Север» также не лишена серьезности, и наиболее чувствительным зрителям несомненно придется прослезиться в ее финале: ведь чуда, на которое надеялась главная героиня, отправляясь в свое отчаянное путешествие, так и не происходит.
Несомненно, лучшие образцы детского кино – это не только отличное развлечение, но и хороший повод поговорить с детьми о самых серьезных и важных вопросах бытия: о любви и смерти, об угрозах войны и старости, о болезни и потере близких. Но, к сожалению, это не то, что ценит сегодня российский зритель, в массе своей предпочитая «Миньонов» «Головоломке», то есть беззаботный смех той здоровой пропорции радости и печали, которую предлагают серьезные детские фильмы.
Последствия можно увидеть и на сеансах того же БФМ: авторское кино без клипового монтажа, бешеных темпов и агрессивной музыки для многих детей оказывается трудным. Несмотря на обилие самого разнообразного детского контента, выпускающегося сегодня в мире, современные дети и подростки в основном сосредоточены в своих предпочтениях на голливудском мэйнстриме, достаточно манипулятивном, быстром и громком, чтобы захватить их внимание, и в большинстве своем не приучены воспринимать просмотр кино как маленькое важное дело.
Неудивительно в такой ситуации, что дистрибуция семейного артхаусного кино сейчас попросту загибается. Все больше компаний отказываются от линеек авторской мультипликации, предпочитая какому-нибудь артистичному европейскому мультфильму самые дешевые и бессмысленные китайские подделки, рафинированно компьютерные, плохо анимированные и достаточно выхолощенные, чтобы не вызывать никаких сложных эмоций. И фестивали снова становятся уникальным шансом посмотреть такие картины, как «Мальчик-фантом», «Петсон и Финдус» или «Далеко на Север».
Впрочем, стоит напомнить, что «Большой фестиваль мультфильмов» – это не детский фестиваль, и здесь, помимо семейных программ, немало есть сеансов исключительно взрослых, а также таких сборников, которые заинтересуют продвинутых поклонников мультипликации и кинематографа. БФМ будет идти всю неделю в двух десятках кинотеатров столицы, показывая новое российское анимационное кино, призеров зарубежных фестивалей, тематические сборники и изысканные программы экспериментальной мультипликации.