Столкновения в Подгорице прошли в минувшую субботу. Оппозиционный Демократический фронт, проводящий антиправительственные митинги с конца сентября, собрал примерно пять тысяч человек под свои знамена. Демонстранты попытались прорваться к зданию парламента. Попытка не удалась. В результате столкновений с полицейскими, применившими слезоточивый газ, пострадали 39 человек – как демонстранты, так и сотрудники полиции. Несмотря на то что это не первая стычка протестующих и стражей порядка (схожие по накалу столкновения происходили 17 октября), на этот раз премьер-министр Мило Джуканович отреагировал достаточно резко, если не сказать нервно. Он назвал происшедшее попыткой переворота и обвинил в его организации «великосербских националистов» и Россию. Аргументация: одно из требований оппозиции – референдум относительно членства страны в НАТО. В декабре Черногория должна получить официальное приглашение на вступление в Северо-Атлантический альянс. Этому-де и пытается помешать Россия.
Эксперты оценивают идею Джукановича о «русском следе» достаточно скептически. «Не было еще такого прецедента, чтобы Москва таким способом меняла режимы, – замечает заведующая центром по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова. – Это, знаете ли, совсем не российский почерк». В целом особой поддержки версия Джукановича не нашла и в западных СМИ (во всяком случае, пока), и в черногорском обществе. «Тут многие полагают, что он просто хочет набить цену перед вступлением в НАТО: вот, мол, мы какие серьезные, что против нас интригует Россия, – сказал в беседе с «НИ» черногорский бизнесмен Иван Пайович. – Вместе с тем я никак не могу сказать, что все здесь недовольны Джукановичем или все поддерживают оппозицию. Скорее общество разделено пополам. Я лично против Джукановича, но не вижу в оппозиции тех фигур, которые можно было бы поддержать».
Следует также отметить, что пока протесты в Черногории все-таки не носят общенационального характера. Пять тысяч человек – далеко не самое большое число митингующих, которое выходило на протесты в новейшей истории страны. Кроме того, по вопросам внешней политики разногласия между властью и оппозицией в Черногории носят скорее тактический характер. Демократический фронт не выступает против присоединения страны к НАТО и Европейскому союзу, он лишь хочет, чтобы эти вопросы решались не кулуарно в парламенте и правительстве, которые критикуются за коррупцию и неэффективность, а на общенациональном референдуме.
Тем временем в Черногории растут опасения того, что протесты в Подгорице могут так или иначе сказаться на рынке недвижимости – важном источнике дохода для жителей страны и источнике поступлений для государственного бюджета. Это балканское государство, значительная часть которого расположена в курортной зоне, как известно, прилагает максимум усилий для того, чтобы привлечь на рынок жилья иностранных инвесторов и покупателей. Особенно актуальной эта задача стала с конца прошлого года, когда в том числе из-за сокращения числа российских желающих приобрести местную недвижимость строительный рынок страны замер. Чтобы «оживить» его, власти пошли на меры, от которых ранее отказывались. Так, в апреле этого года вступил в силу закон о предоставлении вида на жительство тем, кто приобретает здесь недвижимость. Сумму, на которую должна совершаться подобная покупка, парламент пока не озвучил. В этих условиях в том, чтобы создавать в дополнение к экономическим еще и политические риски на местном рынке недвижимости, вряд ли будет заинтересована как власть, так и оппозиция.