Posted 26 октября 2015,, 21:00

Published 26 октября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:07

Updated 8 марта, 03:07

Не против природы

Не против природы

26 октября 2015, 21:00
В Москве, Санкт-Петербурге и Мурманске прошел 6-й Фестиваль норвежского кино. Семь игровых и один документальный фильм составили коллекцию, где по-нордически суровая и прекрасная природа выступает действующим персонажем. От Осло до Тромсе и Бергена.

Монофильм Оле Гьявера (он же и исполнитель главной роли) хоть и называется «Против природы», но снят именно на пленэре в заполярном городе Тромсе. Здесь в одиночку проводит уикенд пребывающий в кризисе среднего возраста Мартин. Он в хорошей физической форме и счастлив в браке, но вот потянуло к медитативному досугу, где никто из людей не досаждает. Палатка и рюкзак за спиной, пробежки без штанов у горного ручья, и безостановочный закадровый голос протагониста. Хотя комментарии тут излишни. Ну захотелось среднестатистическому мужчине лет сорока побыть какое-то время натуристом, и все сложилось. «Против природы» – здесь в фигуральном смысле, мол, от себя не убежишь, бегай ты хоть в штанах, хоть без оных.

В комедии «Женщины в мужских рубашках», согласно названию, главными становятся уже представительницы слабого пола, творческие девушки от 23 до 63. Они вполне эмансипированы, но страдают в своих любовных историях и жаждут новых впечатлений, как женщины во все времена.

Известный режиссер Бент Хамер, в арсенале которого уже встречались забавные персонажи-чудики («Кухонные байки», «Фактотум», «О’Хортен») снял комедийную мелодраму «1001 грамм», где фоном служат… точные науки. Это фильм-блюз, слишком тонкий для широкой аудитории, но близкий душе романтика. Мария (комичная в своей всегдашней невозмутимости Анэ Дал Торп) работает в Институте метрологии, определяющем стандарты мер и весов в государственном масштабе. И папа Марии работает там же. В Париже, куда Мария вместо отца (скоропостижно покинувшего ее) отправится на международную конференцию метрологов, девушка встретит свою любовь по имени Пи (Лоран Стокер) – француза-коллегу в окружении ученых мужей, охранителей мер и весов. Совершенно юмористически рисует Хамер мир этих чудаковатых людей, занимающихся псевдонаучными исследованиями. Больше всего они похожи на сектантов, поклоняющихся своему фетишу – в данном случае идеальному килограмму, хранящемуся в особом непроницаемом сосуде, который ученые благоговейно созерцают. Свой, норвежский килограмм, тоже в специальной упаковке, строгая Мария не предъявит на французской таможне: нельзя его, такой ценный, подвергать температурным колебаниям, открывая-закрывая сосуд.

Сюрреалистическая сексуальная фантазия о власти воображения «Слепая», самый титулованный фильм фестиваля – режиссерский дебют сценариста Эскиля Вогта, постоянного соавтора Йоакима Триера, дальнего родственника Ларса фон Триера. В картине звучит много важных и неудобных вопросов о жизни с инвалидами. Ведь героиня, Ингрид, в прошлом писательница, а сейчас затворница. Потерять зрение – страшно, вот режиссер и балансирует на грани между триллером и психологической драмой. «Слепая» – фильм тревожный и набирающий напряжение постепенно, как постепенно раскрываются отношения Ингрид с мужем, которому она и верит, и не верит одновременно.

«Громче, чем бомбы», семейная драма (участвовавшая в конкурсе Каннского фестиваля), сценарий к которой писали совместно как раз автор «Слепой» и Йоаким Триер (он же режиссер «Громче, чем бомбы»), сильна интернациональным актерским составом. Она рассказывает о жизни семьи после гибели матери и жены, военного фотографа (Изабель Юппер). В семье остались муж-вдовец (Гэбриэл Бирн), взрослый сын (Джесси Айзенберг) и сын-подросток. Близкие всем вопросы, как научиться быть «после», как примириться с воспоминаниями об ушедшем родном человеке и как примириться с самим собой – вот круг тем картины Триера. Неровной, уязвимой картины, про травматический опыт утраты. Единственный, кстати, фильм фестиваля, где нет норвежского ландшафта, – действие происходит в Нью-Йорке и его пригороде.

"