Михаил Ульянов хотел, чтобы Новая сцена была отдана в основном молодым артистам и режиссерам – выпускникам Щукинского театрального училища. Камерное пространство, небольшой зал, близость к зрителю – отличные условия для лабораторной актерской работы. Однако случилось так, что за время строительства подобная лаборатория у театра уже появилась (Первая студия Театра имени Вахтангова) – она расположена в Малом Николопесковском переулке, в старинном двухэтажном доме.
Новая сцена как по своему репертуару, так и по характеру проходящего там творческого процесса не должна была повторять студию. В итоге худрук театра Римас Туминас решил, что по сути своей она должна стать театром в театре – безотносительно к жанрам, репертуару и актерским званиям.
За первые десять дней здесь сыграли три премьеры (драму «Минетти», романтический балет «Мужчины и женщины» и трагикомедию «Возьмите зонт, мадам Готье!»). Темп – немыслимый для любого театра. Как отметил режиссер Владимир Иванов: «На артистов легла, конечно, колоссальная нагрузка, но это только лишь часть проблем. Гораздо труднее пришлось цехам: гримеры, костюмеры, монтировщики, осветители, помрежи круглосуточно дежурили в театре, чтобы поднять такую махину».
Но все же думается, что десять дней – ерунда на фоне десятилетней стройки. Корабль, который вахтанговцы столь усиленно тащили по песку, достиг воды и легко отправился в свободное плавание.
Одной из первых премьер на Новой сцене стала трагикомедия по пьесе Ива Пло «Возьмите зонт, мадам Готье!» в постановке Владимира Иванова. Фактически это бенефис легендарной Юлии Борисовой. Говорят, пьесу искали долго. Народная артистка СССР хотела, чтобы материал был не старомоден, но при этом давал богатую почву для психологизма и гротеска, как бы продолжая ряд ее знаменитых персонажей – от Эпонины и Турандот до Виринеи и Гелены.
Получилась история о пожилой миллионерше (как тут не вспомнить борисовскую Эпифанию – героиню спектакля «Миллионерша» 1964 года), которая пытается сбежать от своих алчных и жестоких детей, жаждущих ее наследства. В дороге, спасаясь от снегопада, мадам Готье попадает в весьма странный отель, населенный психбольными. И оказывается, что эти несчастные, затравленные и запуганные люди для нее гораздо ближе собственных детей.
Юлия Борисова никогда не дает интервью, всегда избегает оценок своей работы. Но после премьеры на небольшом закулисном празднике вдруг сказала: «Я благодарна Владимиру Иванову и всему театру за эту постановку. На мой взгляд, актеры подобраны прекрасно. Тот случай, когда других и не надо. И каждый играет судьбу. Как замечательно молодые вахтанговцы сыграли обитателей психбольницы: это не «серая масса», у каждого своя трагедия, своя история, которая, на мой взгляд, хорошо считывается зрителем. Что же касается второго лагеря – вот этих ужасных детей мадам Готье, развращенных деньгами, то здесь тоже у каждого свой «диагноз». В погоне за деньгами они теряют человеческий облик, а это очень современно! Сегодня их время. В конце спектакля мы должны открыть зрителю тайну: действие ведь на самом деле происходит не в «загадочном отеле», а где-то между небом и землей. В метрдотеле они увидят пророка Петра, который решил продлить их совместное пребывание до того, как они попадут в руки к Господу. И он наблюдает: а что же будет дальше? Неужели и на том свете жадность сжигает душу? А главное мы хотим сказать этим спектаклем: люди, помните, что жизнь не вечна. Не гонитесь за деньгами. На свете полно других радостей».
«Другие радости» наступили наконец и в жизни вахтанговцев: сложнейшие вопросы финансирования, связанные со строительством Новой сцены, остались позади. Финансовый кризис 2008 года существенно подкосил планы театра; тогда стройку пришлось заморозить. Но любопытный факт: работы удалось завершить тоже в разгар кризиса. Нынешнего – 2015 года. Как сказал Римас Туминас: «Все кризисы должны оставаться за стенами театра. Душа человека априори свободна от денег. И чем сложнее времена, тем больше люди будут нуждаться в театре. Потому что театр гармонизирует не только твой внутренний мир, но и отношения с космосом».
За столь поэтической трактовкой стоят и весьма конкретные цифры. Сегодня, по данным «Новых Известий», на каждый выделенный государством рубль Вахтанговский театр зарабатывает 2,5 рубля, что для самой модели репертуарного театра как таковой является редкостью.
Наверное, это чистое совпадение, но, словно задумавшись о фатальной роли театра в любой актерской судьбе, Римас Туминас поставил программный спектакль – драму Томаса Бернхарда, в которой Владимир Симонов играет немецкого трагика Минетти. Тридцать лет он, выдающийся исполнитель короля Лира, не выходил на сцену: новое предательское время явно не для него. Но, получив приглашение на юбилей театра, готов поступиться своими принципами. Он мчится в другой город, чтобы снова выйти к своим зрителям. Все отлично – форма не потеряна. Ежедневные репетиции перед зеркалом не прошли даром. Он помнит роль, он знает все мизансцены. Для него этот юбилей – подарок судьбы, последний глоток воздуха в финале жизни. И, наверняка, публика его бы вспомнила, если бы не трагический поворот судьбы: сам директор театра забыл о приезде Минетти. Трагик остался один – наедине со своим громоздким чемоданом, в котором, как напоминание о былой жизни, маска короля Лира лежит на помятых газетных рецензиях.
Михаил Ульянов в одном из последних своих интервью говорил, что от театрального артиста остаются только листки пожелтевших рецензий. Но утверждал, что память об артисте живет до тех пор, пока жив его последний зритель. В новом репертуаре Театра Вахтангова жизнь и судьба, прошлое и настоящее, фатализм и… надежда стали определяющими темами спектаклей и, наверняка, найдут отражение в последующем репертуаре. На очереди – «Подросток» Достоевского, «Питер Пен» Джеймса Барри, «Трамвай «Желание» Уильямса и «Гроза» Островского.