Posted 14 октября 2015, 21:00
Published 14 октября 2015, 21:00
Modified 8 марта 2024, 03:15
Updated 8 марта 2024, 03:15
Вызов в МИД был еще во вторник, однако только в среду турецкие власти посчитали нужным сообщить о нем. Что касается российского посольства, то оно от каких-либо комментариев отказалось. Судя по сообщениям турецкой стороны, вместе с послом России «на ковер» был вызван посол США Джон Басс. И нашей стране, и американцам турки инкриминируют военную помощь курдскому «Демократическому союзу» – относительно умеренной организации курдских националистов, которую тем не менее официальная Анкара подозревает в связях с Рабочей партией Курдистана.
Подозрения в том, что США снабжают оружием «Демократический союз», не удивительны. На прошлой неделе явно не без благословения Вашингтона была предпринята очередная попытка объединить разрозненные формирования сирийской оппозиции, воюющей и против Асада, и против «Исламского государства». Создан альянс «Демократические силы Сирии». Одним из его членов стали «Отряды народной самообороны», более известные под аббревиатурой YPG (от сокращенного курдского названия организации) – фактически боевое крыло «Демократического союза». Судя по сообщениям западных СМИ, у американцев на новый альянс большие планы. От YPG, в частности, ждут деятельного участия в наступлении на Ракку, столицу «Исламского государства», которое сейчас готовится под эгидой Вашингтона.
Как известно, американцы крайне осторожно относятся к просьбам противников Асада дать им оружие из-за опасений, что оно может попасть в руки «Исламского государства». Однако в понедельник представитель Центрального командования США Патрик Ридер сообщил о том, что американские военно-транспортные самолеты сбросили 50 тонн вооружений неким оппозиционным группировкам. Каким именно – он не сообщил. Не исключено, что именно эту помощь имели в виду турецкие власти, заявляя о том, что США вооружают курдские формирования. А вот о том, что тем же самым занимается Россия, до сего дня было неизвестно – несмотря на то, что «Демократический союз» оказался чуть ли не единственной оппозиционной группировкой Сирии, поддержавшей российские бомбежки территории страны.
Как считает заведующая сектором Турции Центра изучения стран Среднего и Ближнего Востока Института востоковедения РАН Наталья Ульченко, вероятность того, что наша страна действительно снабжает курдские группировки в Сирии, невелика. «Последовательно нейтральная позиция России в отношении курдской проблемы хорошо известна, и ее нарушение вряд ли отвечает интересам страны, – полагает она. – Кроме того, если наша линия состоит в сохранении режима Асада, который выступает за единую унитарную Сирию, как-то странно поддерживать курдские группировки». По мнению эксперта, вызов нашего посла вписывается, как она выразилась, «в общий раздраженный тон Анкары в отношении России, который мы последнее время наблюдаем». Турция явно недовольна вмешательством нашей страны в боевые действия в Сирии фактически на стороне Асада. «Если раньше несходство наших с турками позиций по сирийскому вопросу затушевывалось обеими сторонами, то теперь оно стало видимым», – считает Ульченко.