В соответствии с договоренностями в Минске и решениями, принятыми в ходе недавних переговоров в формате «нормандской четверки» (то есть лидеров России, Украины, Франции и Германии) в Париже, роль Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ исключительно важна. Именно ей и только ей предписано следить за тем, как проходит отвод войск конфликтующих сторон в Донбассе. Сейчас численность миссии составляет примерно 500 человек, что, как считают в том числе и российские власти, вряд ли даст возможность вести эффективный мониторинг протяженной линии фронта. Кстати, на малую численность наблюдателей ОБСЕ в зоне конфликта сетовала и украинская сторона: в Киеве, например, утверждали, что как раз небольшой состав миссии помешал ей «уличить» Россию в военном вторжении ее регулярных вооруженных сил в Донбасс.
И вот состав миссии будет увеличен, как заявил Заньер, на 70-80 человек. Предельное же количество наблюдателей ОБСЕ, оговоренное международными соглашениями, – тысяча человек. Со слов Заньера, однако, осталось не ясным, будет ли увеличена численность Специальной мониторинговой миссии до этого количества. Ранее в ОБСЕ допускали такую возможность. Какие страны будут представлять новые наблюдатели, пока тоже неизвестно. Однако показательно заявление Лаврова, сделанное им на совместной пресс-конференции с Заньером. «Россиян сейчас в этой миссии где-то 32, по-моему, – сказал он. – Мы бы хотели, чтобы их было больше. Мы готовы представлять дополнительных кандидатов, как об этом и попросил генеральный секретарь». Кстати, перед переговорами с Лавровым Заньер пообщался с генсеком Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ) Николаем Бордюжей. Причем речь шла о содействии в предоставлении кандидатов в наблюдатели. В ОДКБ, напомним, входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и, естественно, Россия.
Таким образом, если не наша страна, то наши союзники могут пополнить число наблюдателей за соблюдением мира в Донбассе. По мнению заместителя заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александра Гущина, увеличение представительства России в миссии ОБСЕ вряд ли вызовет протесты Украины – во всяком случае помешать этому она не сможет. «Если, разумеется, увеличение числа наблюдателей от России будет консолидированной позицией нашей страны и ОБСЕ, – оговорился эксперт. – В этом случае Украина вряд ли сможет этому что-либо противопоставить». Гущин заметил в беседе с «НИ», что ОБСЕ – это организация, которая проделала немалую работу для урегулирования вооруженного конфликта в Донбассе. При этом настороженное отношение России к ней сохраняется еще с 1990-х годов, со времен конфликта в Чечне. Увеличение числа представителей России в составе миссии может несколько исправить ситуацию. «Что касается какого-то «подвоха» мирному процессу, который возможно ожидать со стороны Украины, то он вряд ли будет связан с миссией ОБСЕ, – считает Гущин. – Более реальна другая угроза: Верховная рада не примет закон об амнистии или об особом статусе Донбасса».