Результаты двух экспериментов, имитировавших катастрофу малазийского авиалайнера «Боинг-777» 17 июля 2014 года в небе над Украиной, полностью опровергли выводы голландской комиссии о типе ракеты и месте ее запуска. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции заявил генеральный директор ОАО «Концерн ПВО «Алмаз - Антей» Ян Новиков.
«Сегодня мы можем однозначно сказать, и в презентации это покажем, что если «Боинг-777» «Малазийских авиалиний» был сбит зенитным ракетным комплексом «Бук», то поразила его ракета 9М38 со стороны населенного пункта Зарощинское», - приводит его слова INTERFAX.RU.
По данным ополченцев, Зарощинское по состоянию на 17 июля 2014 года находилось под контролем украинских военных.
По словам Новикова, эксперимент состоялся 7 октября этого года. Условия его проведения были идентичны выводам, представленным в проекте итогового отчета голландской комиссии. Из-за отсутствия списанных самолетов типа «Боинг-777» в эксперименте использовался самолет Ил-86, фюзеляж которого аналогичен по конструкции и основным параметрам фюзеляжу самолета «Боинг-777».
«Основные выводы нашего натурного эксперимента заключаются в следующем: тип ракеты, если это был "Бук" - 9М38, что однозначно доказывается отсутствием характерных повреждений в форме двутавра на корпусе "Боинга" и в большом количестве присутствующих на нашем натурном эксперименте», - заявил советник генерального конструктора концерна Михаил Малышевский. По его словам, «Бук» 9М38 - устаревшая ракета, которой нет на вооружении в России.
«Алмаз-Антей» потратил на проведение натурного эксперимента в рамках расследования катастрофы Boeingоколо 10 млн рублей. «Мы совместили свои задачи в этом эксперименте, мы смоделировали математическую ситуацию... Мы получили массу информации в своей работе, поэтому деньги явно не жалели», - добавил Ян Новиков.
Он также заявил о том, что «Алмаз-Антей» передал отчет по первому эксперименту международной комиссии по расследованию катастрофы Boeing, но эти документы проигнорировали. «В августе мы передали в комиссию документы первого этапа эксперимента, но в предварительном отчете это снова проигнорировали», - сказал он.
Новиков подчеркнул, что «Алмаз-Антей» готов передать все данные исследований в международную комиссию по расследованию катастрофы и европейский суд, рассматривающий иск концерна о неправомерности введения против него санкций. Именно санкции стали основной причиной проведения концерном собственного расследования катастрофы.
Накануне посол Нидерландов в Москве заявил о прекращении усилий по учреждению международного трибунала для расследования катастрофы. Россия «очень четко заявила о своей позиции с помощью вето». «Это конец усилий по учреждению трибунала, и теперь мы ищем альтернативы ему», — отметил дипломат.
В Кремле, в свою очередь, выразили сожаление по поводу того, что при расследовании крушения малайзийского Boeing в Донбассе не учитывались факты, которые предоставляет российская сторона.«Неоднократно с российской стороны выражали разочарование в связи, так скажем отсутствием должного уровня взаимодействия и вовлеченности российских специалистов в ходе расследования», — сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
29 июля 2015 года Совбез ООН рассмотрел инициативу ряда стран об учреждении международного трибунала для привлечения к ответственности лиц, виновных в крушении малайзийского Boeing. РФ заблокировала проект резолюции, который был представлен от лица группы стран, проводящих расследование авиакатастрофы.
«Боинг» 777, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года недалеко от Донецка. Жертвами катастрофы стали 283 пассажира (в основном - граждане Нидерландов), а также 15 членов экипажа. Предварительный доклад комиссии по расследованию инцидента, опубликованный в Нидерландах, назвал причиной крушения внешнее воздействие потока «высокоэнергетических объектов», отмеченное в районе кабины экипажа и левой плоскости крыла. Ранее Украина и ополченцы ДНР обвиняли друг друга в ракетном обстреле самолета.
Ю.