В профильном комитете Госдумы, занимающемся этим законопроектом, пообещали учесть все критические замечания ко второму чтению.
В конце минувшей недели комитет Госдумы по безопасности рекомендовал к принятию законопроект, расширяющий основания для применения силы и спецсредств в отношении заключенных.
Минюст ранее обсудил законопроект с правозащитниками и вроде бы исправил положения, которые вызвали споры. Но на рассмотрение в Госдуму ведомство все равно внесло первую версию документа.
Проект закона предлагает внесение изменений в порядок применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия. Среди прочего он позволяет сотрудникам колоний и СИЗО использовать спецсредства в отношении осужденных или заключенных под стражу за «нарушение режима содержания», «неправомерное сопротивление или неповиновение», а также при конвоировании или охране, если сотрудник уголовно-исполнительной системы (УИС) посчитает, что заключенный намерен совершить побег.
Законопроект, по информации Минюста, одобрили МВД, ФСБ и Минэкономразвития. Тем временем ФСИН уверяет, что инициатива направлена на минимизацию вреда здоровью заключенных в случае применения к ним мер безопасности, уточняет порядок их применения сотрудниками УИС в составе группы при проведении спецопераций или конвоировании.
Член общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Анна Каретникова сообщила «НИ», что намерена с соратниками отправлять в ведомства, поддержавшие проект, обращения с настоятельной просьбой не принимать его: «Полномочия представителей УИС и без того расширены – дальше некуда. Особенно это проявляется в СИЗО. Дальнейшее расширение попросту недопустимо».
Правозащитник Валерий Борщев планирует протестовать на улице. «Мы уже пикетировали здание Думы с плакатами: «Закон садистов!», – сообщил «НИ» г-н Борщев. – Ведь этот проект просто-напросто узаконивает произвол. Вот одни из пунктов: применение силы при нарушении режима. А что включает это нарушение? Не застегнул верхнюю пуговицу, не вовремя завел руки за спину, сидел днем на постели... И за это будут бить! Еще одно: в случае гибели заключенного сообщать об этом факте через 24 часа. Да за это время все улики можно скрыть! Сообщать нужно мгновенно. Если принимать такой закон, то четко определить: применение силы возможно только в случае угрозы здоровью или жизни сотрудников тюрем и колоний. И ни при каких других».