Posted 8 октября 2015, 21:00
Published 8 октября 2015, 21:00
Modified 8 марта, 03:18
Updated 8 марта, 03:18
Чтобы понять природу явлений, лучше заглянуть в экономическую статистику. Впервые за многие десятилетия американский концерн GM выбыл из пятерки самых дорогих автокомпаний планеты. По данным рейтинга Interbrand, сегодня на первом месте по капитализации стоит Toyota. Активы японской корпорации оценены в 49 млрд. долларов. На втором и третьем местах – немецкие BMW (37,2 млрд.) и Mercedes-Benz (36,7 млрд.). Какое-то время на лидерство претендовал Volkswagen. Но после сентябрьской атаки его капитализация снизилась до 12,5 млрд. долларов, и эта автомарка упала на 5-е место, уступив бренду Honda с ее 23 млрд. долларов.
В прошлом году агентства S&P Dow Jones и RobecoSAM признали Volkswagen лидером в области устойчивого развития среди производителей автомобилей, и на свет тут же вышла информация, которая, как оказалось, была собрана еще несколько лет назад. К проверкам хитрого программного обеспечения в дизельных моторах включились государственные органы США и Германии.
Выяснилось, что программные закладки у Volkswagen позволяли обманывать контроль на экологичность. При установке на стенд автомобиль ведет себя иначе, чем на дороге. Вращается только пара колес, кинематика подвески изменяется. Тем самым программисты научили машины чувствовать, когда они проходят тесты. В итоге подпрограммы переводили двигатели в экономный режим, отличающийся предельной экологичностью. Однако как только автомобиль съезжал со стенда, программное обеспечение вновь возвращало настройки в прежнее состояние. Выбросы оксидов азота в этом случае превышали допустимые в 40 раз.
Утверждается, что подобная программа замечена на 11 млн. дизельных двигателей, проданных под брендами Audi, Seat и Skoda.
На фоне скандала слышны анонимные заявления, что к подобному трюку прибегали не только инженеры из Volkswagen, но и всей «Немецкой тройки», а также некоторые японские компании. Такая практика вошла в систему и могла существовать ровно до тех пор, пока государственные структуры закрывали на это глаза.
В результате скандала с 18 сентября капитализация концерна рухнула на 29 млрд. евро. Глава правления Volkswagen д-р Мартин Винтеркорн, уходя в отставку, заявил: «Концерну Volkswagen нужен новый старт – в том числе и с точки зрения персонала».
На его место 25 сентября наблюдательный совет назначил Маттиаса Мюллера, бывшего генерального директора Porsche.
А тем временем минфин США принялся за другого конкурента GM. Щекотливые вопросы задают уже японцам. И правда, откуда на вооружении ближневосточных террористов появились тысячи новых пикапов известной марки? Представитель Toyota в США Эд Льюис заявил, что все эти автомобили были украдены во время наступления боевиков. Якобы продажи автомобилей в Сирии прекращены еще в 2012 году.
Такой ответ не удовлетворил представителей властей США, и вскоре были распространены данные о том, что с 2011 по 2013 год в Ираке произошел трехкратный рост продаж Toyota Hilux и Land Cruiser. Вместо 6 тыс. машин продавалось 18 тыс. С началом боевых действий поставки несколько снизились, но и тогда они составили 13?тысяч единиц.
Обвинения в поставках внедорожников на службу «Исламского государства» столь же неожиданны, как и недоказуемы. Японские внедорожники в чести у террористов уже давно и не только в Сирии или Ираке, но и в Африке и Азии. Долгое время эти факты не мешали компании делать бизнес в США. Между тем времена меняются, и обижать дряхлеющий GM, видимо, недопустимо. Эксперты уже гадают, насколько в результате информационной атаки снизится капитализация Toyota.