Президент ТПП РФ Сергей Катырин

8 октября 2015, 00:00
В январе этого года правительство РФ приняло антикризисный план, в котором прописаны первоочередные меры по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в условиях неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры. В этом документе немалое место занимают меры, направленные на

– Сергей Николаевич, антикризисные меры дали какой- то положительный эффект применительно к малому и среднему бизнесу?

– Полагаю, что да. Работа в этом направлении проведена большая. В частности, для малого бизнеса введены «налоговые каникулы». Соответствующие региональные законы приняты уже почти в двух третях субъектов РФ, причем – особо подчеркну – эти законы действуют. Это важный факт: мало документ принять, он еще должен заработать. Поправки в Налоговый кодекс закрепили право субъектов РФ устанавливать ставки единого налога на вмененный доход в пределах от 7,5 до 15%, а для налогоплательщиков по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения «доходы» – с 6% до 1%. Был расширен с 47 до 63 перечень видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на патентную систему налогообложения. Конечно, эти и другие шаги в данном направлении полезны для малого бизнеса, но нужны и другие.

– Какие именно?

– На мой взгляд, один из них – переход с метода начисления налогов на кассовый метод. Здесь дело вот в чем. Сейчас предприятия учитывают выручку по дате выставления счета или отгрузки, рассчитывают налог и сдают отчеты, хотя деньги еще не поступили. Опасность для экономики тут очевидная: предприятия при внешне благоприятной отчетности испытывают серьезную нехватку оборотных средств. Получается, что реальный поток денежных средств значительно меньше рассчитанного по методу начислений, то есть налоговая база все больше отрывается от реальности. Сумма начислений по налогам на прибыль и НДС на отсутствующий в «кассе» доход составляет сотни миллиардов рублей. Плюс к этому из-за повышения курса валюты и ключевой ставки ЦБ оборотные средства стали для бизнеса значительно дороже. С учетом этого ТПП РФ считает целесообразным проработать возможность возвращения к реальной налоговой базе. Очень важный момент – неналоговые платежи. После апрельского заседания Госсовета, посвященного проблемам малого и среднего предпринимательства, была проведена инвентаризация неналоговых платежей. Результат впечатляет: бизнес отдает колоссальные деньги по более чем 70 видам неналоговых платежей. По итогам 2015 года сумма может составить до 1% ВВП. Мы предлагаем ввести обязательную экспертизу правительством РФ актов, предусматривающих введение или увеличение неналоговых платежей. На них следует распространить обязательную процедуру оценки регулирующего воздействия.

– Один из пунктов антикризисного плана предусматривает расширение доступа малых и средних предприятий к государственным закупкам. Как с этим обстоят дела?

– Отрадно, что для малого и среднего предпринимательства определены достаточные квоты участия в закупках. Но нужно сделать участие в торгах и само их проведение максимально прозрачным и эффективным. Все электронные торговые площадки, а их в России насчитывается более 150, должны работать по одинаковым правилам. Сейчас здесь очень большие различия. Проект единых требований функционирования электронных площадок разработан и направлен в правительство. Важный момент – взаимодействие малого бизнеса с крупными компаниями. Государственные компании понемногу стали разворачиваться в сторону малого бизнеса, размешать заказы, включать в технологические цепочки, и это отрадно. Несмотря на это очевидно, что нужны дополнительные практические механизмы такого взаимодействия. На мой взгляд, упрощение участия бизнеса в закупках целесообразно внести в стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года.

– Инициатором разработки единой стратегии развития малого и среднего предпринимательства выступила ТПП РФ. Зачем нужна такая стратегия?

– Стратегия должна учитывать региональную специфику. Нужно, чтобы показатели, которые характеризуют уровень развития отрасли, соотносились с особенностями конкретного региона. Это позволит создать объективную картину и обеспечить равный доступ малого и среднего предпринимательства к мерам поддержки независимо от места ведения бизнеса. Бизнес должен понимать, какие институты поддержки работают в его регионе, а стандарты работы этих институтов должны быть едины по всей стране. Регионы нужно мотивировать на создание благоприятных условий для бизнеса. Этому будет способствовать, в частности, установление дополнительных отчислений в бюджеты муниципалитетов от налогов на малое и среднее предпринимательство. Безусловно, нужен регулярный мониторинг состояния отрасли в регионах. Необходимо также создать единый информационный реестр объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и всероссийскую информационную систему с данными о мерах и условиях поддержки по субъектам РФ и муниципалитетам. В проекте стратегии обозначена необходимость создания специальной инфраструктуры по оказанию содействия малым и средним предприятиям в сфере закупок. Надо предусмотреть в документе и то, о чем ТПП РФ не устает говорить: создание доступного финансирования для бизнеса, стимулирование банков к расширению кредитования малого и среднего бизнеса, микрофинансирование, развитие национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего бизнеса. Поддержка региональных банков – важный шаг на этом пути. Эти и другие меры по развитию малого предпринимательства, так долго разрабатываемые и обсуждаемые, служат в конечном итоге одной цели: у бизнеса должен появиться реальный инструмент поддержки. Только тогда можно рассчитывать на удвоение вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны.

#Экономика #Владимир НИКОЛАЕВ #Новости
Подпишитесь