Большой начальник для малого бизнеса

5 октября 2015, 00:00
Премьер Дмитрий Медведев назначил руководителя недавно созданной Корпорации по поддержке малого и среднего предпринимательства. Им стал Александр Браверман (на фото), до этого времени возглавлявший Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Перед новой структурой стоит задача поистине титаническая: о

Новая госкорпорация создана на базе Агентства кредитных гарантий и с участием Российского банка поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП-банк). Такую схему предложил губернатор Тульской области Владимир Груздев, докладывавший о проблемах малого бизнеса на Госсовете в апреле 2015-го. Изначально предлагались варианты создания новой структуры в виде агентства или акционерного общества. В конце концов возобладал типично чиновничий подход к решению проблемы: власти решили основать госкорпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства. «Она должна стать единой точкой входа для участия в программах малого и среднего бизнеса, а также центром финансово-кредитной поддержки таких предприятий», – сказал Медведев.

Что касается руководителя, то фигура Александра Бравермана не стала неожиданностью: опытный 61-летний чиновник еще на стадии формирования нового органа назывался в числе возможных кандидатов на высокий пост. Стоит отметить, что ему достался весьма проблемный участок работы. Малого бизнеса в России почти не видно. По данным Росстата, в этой сфере задействовано всего 5,6 млн. человек, или примерно 3% населения. И вклад малого и среднего предпринимательства по самым щедрым оценкам не превышает 20%. Власти ставят задачу увеличить эти цифры, по крайней мере, в 3–4 раза.

Для начала госкорпорация будет трудиться над задачей улучшения бизнес-климата в России. Фактически это означает, что новой чиновничьей структуре предстоит бороться со своим же братом-чиновником. Ведь сейчас бизнес-климат в стране в полной зависимости от действий бюрократии, в том числе чиновников в погонах. Как отмечал бизнес-омбудсмен Борис Титов, ключевых проблем три: отсутствие дешевых кредитов, административное и уголовное преследование бизнеса и доступ к госзаказу.

По данным МСП-банка, во втором квартале 2015 года средние ставки на рынке кредитования составили 19?20% и снизились в сравнении с первым кварталом лишь на 1 процентный пункт. Понятно, что подавляющее большинство малых предприятий не в состоянии развиваться и даже просто выживать при таких ­ставках.

Источник: ФНС

К концу года ожидается сокращение объема выданных кредитов примерно на 16,5% – до 4,45 трлн. рублей.

Что касается уголовного преследования предпринимателей, то по итогам 2014 года ему за экономические преступления подверглись 192 тыс. человек. А за первое полугодие 2015 года, по данным Бориса Титова, число возбуждаемых дел по этим статьям даже возросло на 88%. Бизнес-омбудсмен считает, что в последние месяцы давление на бизнес только усиливается, о чем свидетельствует вал жалоб предпринимателей на «оборотней в погонах» и произвол местных властей.

Наконец, госкорпорации придется решать проблему доступа малых предпринимателей к госфинансированию и госзакупкам. Для этого власти решили за год создать единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства МСП. До кризиса и введения санкций Запада предполагалось, что все планы по наращиванию доли малого бизнеса в структуре российской экономики можно будет реализовать к 2020 году. Но сами предприниматели в этом сомневаются.

Между тем опрос Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенный в сентябре 2015 года, выявил, что каждый третий россиянин ни при каких условиях не готов стать предпринимателем. Основным условием для старта предпринимательской деятельности является наличие первоначального капитала: об этом рассказали 30% опрошенных. На втором месте по значимости оказался фактор государственной поддержки, его отметил каждый пятый.

«За последние десять-пятнадцать лет предпринимательская деятельность перестала восприниматься россиянами в негативном ключе, ассоциироваться с неправедно нажитым богатством и обманом, – сказала «НИ» Ирина Лобанова, руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ. – Однако, с другой стороны, респонденты чаще отзываются о бизнесе как о ненадежном источнике заработка, требующем значительных затрат времени и сил. Другими словами, потребители в большей степени стремятся избежать неудачи, нежели достичь успеха».

#Медведев #Экономика #Новости #Бизнес #Госкорпорации
Подпишитесь