Posted 29 сентября 2015,, 21:00

Published 29 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:25

Updated 8 марта, 03:25

Биеннале на погосте

Биеннале на погосте

29 сентября 2015, 21:00
В прошедшие выходные в селе Ильинский Погост Орехово-Зуевского района Московской области открылась одна из самых отдаленных от столицы выставок VI Московская биеннале современного искусства. Проект называется «Горизонталь» и располагается в здании бывшей ткацкой фабрики. Кураторами выступили сами художники, тем самым п

Выставка проходит на территории бывшей Морозовской мануфактуры XIX века, которая сейчас превращена в арт-резиденцию. Открытие разделили на две части. Первое состоялось в эти выходные, второе пройдет 3–4 октября. В то время как большинство проектов биеннале сконцентрировано в центре столицы, чтобы добраться до этого выставочного пространства потребуется три часа провести в электричке. «Вас не смущает, что выставка так далеко?» – спрашиваю я ребят с большими походными рюкзаками, которые сели со мной в электричку. «Нет, для нас это возможность вырваться из города, это отъезд из будней», – говорят ребята.

Что касается художников, а их в проекте насчитывается более пятидесяти, едут они сюда не только за этим. Скульптор Михаил Плохоцкий, один из авторов памятника Петру Столыпину в Москве, участвовал в прошлом биеннальном проекте «Гуслица: Дом культуры», проходившем здесь же два года назад. В этом году Михаил решил попробовать себя уже в качестве одного из кураторов проекта (всего кураторов четверо: помимо Михаила, художники Антон Николаев и Анна Третьякова, а также резидент «Гуслицы» Олег Юшков). Сейчас он спешно доделывает свой объект из металлических блоков, найденных на заднем дворе фабрики. «Мне нравится, что здесь можно экспериментировать и ошибаться, – сказал «НИ» Михаил. – Я начал варить и, честно, немного увлекся, поэтому сейчас оперативно стараюсь закончить объект. Собираюсь сделать шумовую инсталляцию со звуками пятой московской биеннале, будут звучать голоса участников прошлой выставки».

По словам Михаила, традиционное галерейное пространство, как правило, требует выверенный законченный продукт, здесь же есть возможность для реализации новых интересных идей. К тому же московский зритель избалован и пассивен, чего нельзя сказать о местных жителях, для которых это все в новинку. «Для меня это и есть горизонталь, когда ты выходишь из этих душных московских галерей с их правилами и идешь напрямую к зрителю, – продолжает он. – Здесь есть альтернативная свобода».

Ткацкая фабрика, где развернулась экспозиция, когда-то была центром притяжения для жителей села Ильинский Погост. Более половины местных работали там. После того как фабрика остановилась, эта связь прервалась. И одна из идей выставки в том, чтобы восстановить взаимодействие с сельским населением, превратив фабрику в некий Дом культуры, но уже нового типа. Похоже, что у организаторов выставки это получается.

Логичным кажется и то, что некоторые художники-участники выставки «Горизонталь» решили сделать свои работы в селе за пределами фабрики. Художник Константин Панин предложил обратиться к теме русского забора, который, по его мнению, является символом разрушения горизонтальных связей в обществе. Широкие и открытые пространства деревень меняются на закрытость и изоляцию. «В архитектуре новой деревни появляются целые пространства, со всех сторон ограниченные монотонным и бесконечным забором, – поясняет художник. – Мой проект существует на стыке ландшафтной инсталляции и социального исследования. Для того чтобы подчеркнуть парадоксальность ситуации, я предлагаю обратить внимание зрителя на забор как символ социальной ситуации, ломки традиционных ценностей». Интересно, что два года назад художник Игорь Йогансон здесь же, в Гуслице, также обращался именно к теме забора в своем проекте «Гуси-лебеди».

Кураторы объединили в проекте как признанных мэтров современного искусства (например, уже второй раз участвует Владимир Дубосарский), так и совсем молодых художников. Получилось довольно интересное сочетание разных имен и жанров, при этом смотрящихся в пространстве старой фабрики вполне гармонично. Живописные и ироничные полотна магнитогорского художника Владимира Некрасова соседствуют с экспрессивно-мрачной графикой московского художника Дмитрия Евмененко. Деревянная скульптура Ильи Гуреева, напоминающая то ли динозавра, то ли мифическое существо с множеством ног, удачно сочетается с нервными фотографиями Натальи Балабановой из проекта «Женщина, гуляющая на руках и ступнях».

Многие объекты, представленные на выставке, были созданы здесь с использованием материалов, найденных на территории фабрики. Так, художница Александра Кочеткова для своей уличной инсталляции решила использовать металлическую сферу, сделанную когда-то для одного из мероприятий и с тех пор так и не получившую нового назначения. Александра украсила ее фотоколлажами, обыгрывающими тему пространства вокруг усадьбы.

В последнее время все чаще художники стали брать инициативу в свои руки. Есть тенденция к отказу от галерейных пространств и в создании своих собственных площадок, без сторонних кураторов. В параллельной программе шестой биеннале принимает участие проект «Фортошные выставки: ретроспектива за три года». Художники Андрей Митенев, Сергей Прокофьев и Леха Гарикович (так он себя называет) в окнах своей мастерской в Милютинском переулке уже несколько лет проводят выставки. В них участвуют и галерейные художники, и те, кто известен только в среде неофициальной московской арт-сцены. У этого проекта нет внешнего финансирования, как и в проекте «Горизонталь», все делается собственными усилиями. Искусство здесь не подается как товар, а ищет возможности прямого диалога со зрителем. О котором галереи, бодро вставшие на коммерческие рельсы, сегодня почти совсем забыли.

"