Posted 24 сентября 2015, 21:00
Published 24 сентября 2015, 21:00
Modified 8 марта, 03:28
Updated 8 марта, 03:28
Идея строительства трансъевразийской магистрали существует с 40-х годов прошлого века. В преддверии Второй мировой войны, во время японской агрессии, Китай лишился доступа к портам на побережье Тихого океана. Пекинское правительство обратилось с просьбой к Советскому Союзу построить автомагистраль, и она была возведена. В послевоенное время дорога использовалась как основная для автомобильного сообщения между Москвой и Пекином. Однако большая часть грузов шла по железной дороге.
Сейчас же, с изменением структуры экономики, грузопоток переходит на автотягачи, и уже давно назрела необходимость в новой стройке. Китай повел новую автостраду еще в 90-е годы из порта Ляньюньган на Желтом море вдоль уже существующей двухполосной дороги, построенной с помощью советских специалистов. Уже к началу 2000-х автострада была готова и протянулась на 4300 км, достигнув границ Казахстана.
С тех пор работы встали, и долгое время китайцы старались уговорить соседей продолжить стройку. Планировалось, что дорога пойдет по местам исторического Шелкового пути, то есть по Средней Азии в Иран и Турцию. Грузы могли поступать в порты Стамбула или в южные города Средиземноморья. Между тем этот проект оказался нереализуем, так как регион уже в 90-е годы прошлого века запылал войнами. В итоге Китай стал вновь договариваться с Россией, чтобы новый Шелковый путь прошел уже по ее территории, вдоль Волги, в порты Балтики и Белого моря. Кстати, этот маршрут также считался историческим, так как использовался древними купцами для доставки товаров в Северную Европу.
На этой неделе в Москве были оглашены первые планы по возведению автострады. В нее войдут уже строящиеся участки дорог, к примеру, ЦКАД вокруг российской столицы и новая платная Ленинградка. Однако самый протяженный участок – от Ногинска до Оренбурга – будет спроектирован и возведен заново на пустующих нежилых землях. Дорога ляжет вдали от больших городов и на всем протяжении будет скоростной, многополосной и частично платной.
Одновременно начнется строительство и в Казахстане еще более протяженного участка пути – от Актобе через Кызылорду в Алматы.
Финансировать работы будут совместно российские и китайские банки. Часть капиталовложений ожидается от негосударственных инвесторов в рамках концессионального партнерства.
С этого года начинается проектирование трассы и подготовка документации. В 2018 году ожидается утверждение смет. Летом 2018 года может начаться строительство, которое продлится до 2025 года. Предполагается, что новая трасса увеличит грузооборот между странами на 14% и даст толчок к развитию 23 регионов. В зону тяготения трассы в России попадет около 60 млн. человек.