Правительство направило в Госдуму инициативу, расширяющую действие закона «О митингах». Так, к формам массовых публичных акций предлагается причислить автопробеги и «быстро возводимые сборно-разборные конструкции», под которыми в кабинете министров подразумевают палаточные городки.
«Вносятся изменения в понятийный аппарат федерального закона в части отнесения автопробега к такой форме публичного мероприятия, как демонстрация, а установление палаток в общественных местах (так называемых палаточных городков) – как пикетирование», – уточняется в пояснительной записке. «При определенных условиях и обстоятельствах подобные акции могут перерасти в стихийные выступления, групповые и массовые нарушения общественного порядка», – объяснили в правительстве необходимость поправок.
В случае принятия поправок такие мероприятия, как и другие публичные акции, должны будут согласовываться с местными властями, а к его организаторам будут предъявляться определенные требования. В случае неисполнения закона граждане могут быть оштрафованы до 300 тыс. рублей, юридические лица – до 1 млн. рублей. Если же в результате акции осложнилось движение пешеходов или транспорта, штрафы для граждан составят до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – до полумиллиона рублей.
Председатель постоянной комиссии по гражданским свободам и гражданской активности СПЧ Николай Сванидзе отнесся к правительственному законопроекту скептически. «Я не понимаю, зачем такое показное закручивание гаек. Этот путь ведет в тупик: как бы система ни была расположена к ужесточению, нужно всегда оставлять возможность выйти пару. А если пару не оставить дырку для выхода, то он будет пробивать ее сам. Поэтому, наоборот, нужно разрешать любые митинги», – сказал «НИ» г-н Сванидзе.
Тем более, отметил наш собеседник, сегодня уровень протестной активности относительно невысок. «По опросам, 84% граждан России одобряют деятельность президента. Поэтому чего бояться? Что остальные 16% выйдут на улицу? Не выйдут. Или бояться того, что эти 84%, если дела в экономике пойдут хуже, разочаруются и выйдут на улицу? Тоже нет, потому что у нас на улицу выходят не тогда, когда становится хуже (в это время люди думают о хлебе насущном), а когда становится немного лучше», – отметил правозащитник.