Posted 23 сентября 2015, 21:00
Published 23 сентября 2015, 21:00
Modified 8 марта, 02:18
Updated 8 марта, 02:18
Начало 20-х годов было тяжелым временем для театров. Оголодавшая страна боролась за жизнь, и поиски хлеба решительно перевешивали тягу к зрелищам. Призрак финансового краха преследовал и небольшие студии, и огромные академические коллективы. Финансовые рапортички становятся головной болью Мейерхольда и Таирова, тревожат мхатовские студии. Театры ищут новых площадок для игры (успешные камерные постановки переносятся на большую сцену). Театры просились на зарубежные гастроли и искали «ударные» пьесы. О том, как преодолеть «плотнеющее равнодушие» публики, Немирович писал Станиславскому в длиннейшем письме. Размышлял, что зрителей в сезоне 1922/23 годов притягивают в театре прежде всего, если не исключительно, «имена»: «Теперь один Михаил Чехов solo может делать вдесятеро больше сборов, чем прекраснейший ансамбль без яркой индивидуальности».
Сейчас, в начале сезона 2015/2016, над театрами также висит призрак нераспроданных билетов и финансовых банкротств. Сильно потерявшая в платежеспособности публика стала привередлива и мало отзывчива. И, похоже, давнее наблюдение Немировича-Данченко снова актуально.
Сезон 2015/16 залаживается, прежде всего, как парад актерских имен и индивидуальностей.
В Санкт-Петербурге Лев Додин в Малом драматическом театре –театре Европы приступил к репетициям «Гамлета» с Данилой Козловским в заглавной роли, с Ксенией Раппопорт – Гертрудой и Елизаветой Боярской – Офелией, и к «Разговорам беженцев» Бертольда Брехта с Сергеем Курышевым. «Век, вывихнувший сустав» мучит Датского принца? Так и брехтовские изгнанники в чужой земле переживают ровно ту же коллизию и так же бессильны вывих века вправить…
К своему 70-летнему юбилею Валерий Фокин ставит страшноватую фантазию «Сегодня.2016» с перешедшим в Александринку из МДТ Петром Семаком (премьера приедет в феврале в Москву в рамках больших гастролей Александринского театра).
Вахтанговский театр начал сезон открытием Новой сцены на 250 мест (пока незадачливые худруки сокращали места в зрительном зале, дальновидные – заботились о расширении пространства). Первой премьерой в новом здании станет «Минетти» Томаса Бернхарда в постановке Римаса Туминаса с Евгением Симоновым и Людмилой Максаковой.
Самой ожидаемой премьерой Театра наций, безусловно, можно назвать «Иванова» в постановке французского классика Люка Бонди – заглавную роль репетирует Евгений Миронов. А в Театре Ермоловой анонсировали «Трехгрошовую оперу» в постановке Никиты Гриншпуна, где роль Мэкки-ножа сыграет Олег Меньшиков. Сергей Безруков стал не только исполнителем главной роли, но и режиссером-постановщиком спектакля «Сон разума» по повести Гоголя «Записки сумасшедшего» на сцене Московского губернского театра.
Кама Гинкас возвращается к своему самому любимому автору и выпустит премьеру «Русские сны по Достоевскому» на вернувшейся в МТЮЗ сцене во флигеле, в главной роли – Игорь Гордин.
Сергей Женовач объявил новый сезон сезоном «Мастера и Маргариты». Это четвертое обращение режиссера к творчеству Булгакова («Еще в Краснодарском молодежном театре я сделал попытку поставить библейские главы романа. Спектакль «Сын красавицы Пилы» шел на крыше, мы прикармливали голубей, начинали в сумерках, а заканчивали в темноте. В МХТ имени Чехова идет «Белая гвардия» в моей постановке, у нас в «СТИ» – «Записки покойника по «Театральному роману», – рассказывал режиссер на сборе труппы). В многонаселенном спектакле будет занята почти вся труппа театра.
В «Ленкоме» Глеб Панфилов готовит спектакль «Аудиенция» Питера Моргана, рисующий закулисные нравы английского двора конца ХХ века: трения между королевой и Тони Блэром, гибель принцессы Дианы... В роли Елизаветы II – Инна Чурикова.
В Театре Маяковского Миндаугас Карбаускис начал работу над новой пьесой Марюса Ивашкявичуса «Русский роман» о Льве Толстом. Главную героиню Софью Андреевну, жену гения, женщину, которая звала «учителя человечества» «своим Левушкой», играет Евгения Симонова.
…Размышление о том, что надо публике, Немирович заканчивает так: «Ей надо или яркое, шумное, обжигающее, или очень глубокое по высшему мастерству. Может быть!» Будем надеяться, что сезон принесет нам и первое, и второе…