Posted 23 сентября 2015, 21:00

Published 23 сентября 2015, 21:00

Modified 8 марта 2024, 03:29

Updated 8 марта 2024, 03:29

«Севастополь» по-арабски

23 сентября 2015, 21:00
Президент Франции Франсуа Олланд и его египетский коллега Абдель Фаттах Ас-Сиси договорились о поставках в Египет вертолетоносцев «Мистраль» – тех самых, которые строились на французских верфях по заказу России. Таким образом, окончательно поставлена точка в вопросе о том, кому достанутся корабли, которые из-за событий

О достигнутой договоренности сообщила пресс-служба Елисейского дворца. В сообщении какие-либо подробности (в частности, сумма, за которую продадут корабли) не раскрываются. Однако французская газета La Tribune, ранее сообщавшая о ходе французско-египетских переговоров, утверждала, что окончательно сделка будет оформлена к концу октября. Согласно данным издания, предполагается, что египтяне разместят свои «Мистрали» в Средиземном и Красном морях, у берегов Ливии и Йемена, где бушуют гражданские войны, к которым Египет имеет непосредственное отношение. Эта арабская страна входит в состав коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией, бомбящей территорию йеменского движения хуситов. В Ливии же египтяне поддерживают одного из ключевых участников местной гражданской войны – генерала Халифа Хафтара.

Российско-французская сделка по «Мистралям», как известно, вызывала шквал критики как в нашей стране, так и в Париже. В России упирали на то, что подобные корабли, предназначенные для боевых действий в самых отдаленных точках мирового океана, излишни для российского военно-морского флота. Во Франции отмечали политическую составляющую контракта, переговоры о котором начались после «пятидневной войны» августа 2008 года. Как известно, тогдашний президент Франции Николя Саркози был посредником при заключении мирного соглашения, вполне устроившего Россию. Многие критики экс-­главы французского государства видели связь между его посреднической ролью и заключением выгодного для французских корабелов контракта.

Но если «политическая» версия заключения контакта ставилась под сомнение, то его расторжение совершенно точно носило политический характер. Проплаченные и построенные вертолетоносцы (один из них, названный «Владивостоком», Франция должна была передать России в 2014 году, второй, «Севастополь» – во второй половине 2015 года) не вошли в состав нашего флота из-за позиции стран НАТО по конфликту на территории Украины. «Думаю, что египетско-французскую сделку никак нельзя назвать политической, – считает старший научный сотрудник отдела Центра международной безопасности ИМЭМО Владимир Сотников. – На строительство кораблей потрачены большие деньги, Франции пришлось платить России более одного миллиарда евро компенсации. Эти деньги нужно было, грубо говоря, «отбить». А Египет, который сейчас находится в окружении военных конфликтов и поэтому тратит много средств на оборону, оказался подходящим покупателем».

Французско-египетскую сделку президент Олланд, безусловно, может записать себе в плюс. Последнее время его политику в области торговли оружием дома подвергают нещадной критике. Правда, главным ее пунктом были не «Мистрали», а прежде всего контракт с Индией, касающийся поставок 126 новых самолетов Rafale. Три года назад Франция выиграла тендер у конкурентов из России, США и ЕС. Однако переговоры по подписанию контракта зашли в тупик. Правительства двух стран так и не смогли договориться о цене на саму технику и запасные детали к ней. Кроме этого, французы не горели желанием передавать целый ряд технологий, связанных с производством самолетов, что индийцев не устраивало. В итоге Индия уменьшила свой заказ втрое, до 36 единиц. Продажа «Мистралей» улучшит репутацию Олланда как лоббиста продажи французского оружия – тем более что французское военное кораблестроение относится к одной из самых доходных сфер этой торговли.

Подпишитесь