Posted 22 сентября 2015, 21:00

Published 22 сентября 2015, 21:00

Modified 8 марта 2024, 03:30

Updated 8 марта 2024, 03:30

Без вины виноватый?

22 сентября 2015, 21:00
Повторная допинг-проба российского легкоатлета, воспитанника мордовского центра подготовки по спортивной ходьбе Станислава Емельянова, недавно обвиненного в употреблении эритропоэтина (ЭПО), оказалась отрицательной. Об этом сообщило агентство «Весь спорт». Емельянов, чемпион Европы-2010 в ходьбе на 20 км, был лишен дан

Самое интересное в этой истории то, что Емельянов – едва ли не единственный, кто решил доказать свою невиновность и написал заявление о вскрытии пробы «Б». Остальные спортсмены (в данном случае это Эльмира Алембекова, Вера Соколова, Михаил Рыжов, Иван Носков и Денис Стрелков) также не признали результаты первых тестов, но отказались от повторных, мотивируя это нехваткой финансовых средств на проведение самой процедуры, а также на юридическое сопровождение и поездку в Германию в знаменитую антидопинговую лабораторию Кельна.

Любопытно и то, что вскрытие пробы «Б» Емельянова состоялось до старта чемпионата мира по легкой атлетике – 19 августа, о чем свидетельствует соответствующий протокол. Однако в адрес Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) никаких документов из Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) не пришло.

Генеральный секретарь ВФЛА Михаил Бутов отказался что-либо комментировать по данному вопросу, пока не получит официального подтверждения новой информации по делу Емельянова. Такой же позиции придерживается и министр спорта Виталий Мутко. «Если действительно подтвердится отрицательный результат пробы Емельянова, это не будет означать, что у нас все хорошо с антидопинговым обеспечением в спортивной ходьбе, легкой атлетике и вообще в спорте, – заявил он. – Но это покажет, что и в мировой системе допинг-контроля не все так гладко. Возможно, там тоже случаются ошибки. Но, повторю, все выводы будем делать только после получения официальных документов».

Между тем случай, когда проба «Б» не подтверждала наличие в организме спортсмена именно ЭПО, в истории легкой атлетики не единичен. Правда, все они относятся к начальному периоду борьбы с рекомбинантным (искусственным) ЭПО. Так, в 2001 году была доказана невиновность россиянки Ольги Егоровой, в 2003-м – кенийца Бернарда Лагата, тогда же – американки Мэрион Джонс. В последние годы таких прецедентов не было. Более того, вошедшие в спортивный обиход так называемые «паспорта крови» должны были свести вероятность ошибки к минимуму.

По мнению известного российского специалиста в области допинга Николая Дурманова, ситуация с Емельяновым не является удивительной. «Проба «А» иногда может дать ошибочный результат. Проба «Б» как раз и существует для того, чтобы защитить спортсмена от ошибки, возникшей при анализе первой пробы, – подчеркивает он. – Случаи неподтверждения пробы «А» пробой «Б» периодически случаются. Но они нечасто становятся достоянием общественности, так как для антидопинговых лабораторий дорога честь мундира. К тому же работа с некоторыми запрещенными веществами является очень сложной. Если говорить об ЭПО, надо понимать, что речь идет об обнаружении в организме миллиардных долей грамма допинга или продуктов его распада. Это ювелирная работа. У человека ведь есть и свой родной ЭПО. И надо понять, каким является обнаруженный – искусственным или натуральным, вырабатываемым организмом человека».

Подпишитесь