Posted 17 сентября 2015, 21:00
Published 17 сентября 2015, 21:00
Modified 8 марта, 03:33
Updated 8 марта, 03:33
По данным Всемирного трансплантационного реестра, опубликованным в испанских СМИ, в 2014 году в мире было сделано 118 127 операций по пересадке донорских органов и тканей человека, что на 3% больше, чем в 2013-м. Из них самую большую долю составили пересадки почки (79?325 операций), на втором месте – печени (25?050), на третьем – сердца (6270), на четвертом – легкого (4834), на пятом – поджелудочной железы (2474) и на шестом – пересадки кишечника (174). За последние пять лет, отмечается в докладе, число трансплантаций в мире увеличилось на 13,5%, средний ежегодный рост составил 2,7%.
На первом месте
Испания, где за прошлый год было сделано 4360 операций по пересадке органов (из них 2678 – трансплантаций почки, 1068 – печени, 265 – сердца, 262 – легкого, 81 – поджелудочной железы и 6 – кишечника), уже не первый год удерживает мировое лидерство по числу доноров: 36 на 1 млн. человек, что значительно выше среднего показателя по Европе (19,6 доноров). Для сравнения: в США этот показатель равен 26,6, в Канаде – 16,5, в Австралии – 16, в России – 3,3. Несмотря на то что население современной Испании составляет всего 0,7% от общего населения планеты, на долю этой страны приходится 17% всего донорства в Европе и 6% общемирового.
Испанские трансплантологи делают операции по пересадке роговицы, костного мозга, уникальные операции по пересадке лица, которые не входят в общую приведенную статистику по ряду причин. Потому что, например, операций по пересадке лица всего в мире сделано не более 5–6, а аллогенная трансплантация костного мозга делается больным с лейкозами (раком крови), которые входят в статистику онкологических заболеваний.
Испанская модель
Добиться таких результатов в развитии трансплантологии и донорства удалось благодаря централизованной системе получения органов, тканей и клеток и активной информационно-просветительской работе с населением о необходимости донорства. Законодательство Испании детальным образом регулирует всю процедуру изъятия и пересадки органов, а сама система трансплантологии здесь основана на принципах добровольности, альтруизма и равенства.
Принцип добровольности и альтруизма означает, что жертвование органов, тканей и клеток происходит строго добровольно и не является способом получения какой-либо экономической или иной выгоды. Стоит заметить, что католическая церковь официально поддерживает донорское движение – отцы церкви постоянно просвещают паству о необходимости развития трансплантологии.
Известные артисты, певцы и музыканты также активно участвуют в информационной кампании о донорстве. «Прошедший год в очередной раз подтвердил эффективность испанской модели развития трансплантологии и системы донорства», – констатировал генеральный директор ONT, профессор Рафаэль Матесанс в интервью Europa Press.
Словосочетание «испанская модель» давно стало известно в международной медицине. Оно официально используется ВОЗ и всем мировым медицинским сообществом, его основные принципы закреплены в специальных документах Совета Европы. Некоторые страны (например, Италия) полностью переняли «испанскую модель» национальной системы донорства и трансплантологии. По мнению испанских специалистов, страны Евросоюза должны активнее внедрять эту модель в своих национальных системах здравоохранения. В 2014 году число доноров в 28 странах ЕС увеличилось совсем немного – до 19,6 на 1 млн. человек, число сделанных операций по пересадке донорских органов тоже подросло незначительно – на 2,3%, до 31 881 (в 2013 году было сделано 31 165 операций).
Сердечная связь
Но, несмотря на все успехи медицины, в Испании около 10% пациентов, нуждающихся в пересадке органов, умирают, не дождавшись операции. В Европе в настоящее время, по данным Мирового регистра пациентов, нуждающихся в пересадке органов, в листе ожидания на трансплантацию более 56 тыс. человек (данные на 31 декабря 2014 года). По оценкам экспертов, 3799 из них погибнут, так и не дождавшись своего донора.
Поэтому ONT настаивает на развитии во всех странах ЕС модели изъятия органов у людей, умерших от сердечного приступа или внезапной остановки сердца. «Именно эта категория является самой важной для увеличения посмертного донорства», – считает Рафаэль Матесанс. В настоящее время доля посмертного донорства составляет 10% от общего объема в Европе, в то время как в Испании она больше: 11,5% в 2014 году и 17% – только за первое полугодие 2015-го.
Опыт на экспорт
Испанцы готовы делиться своим опытом в деле развития трансплантологии и популяризации донорства, причем не на словах, а на деле. В ведущих медцентрах страны постоянно обучаются врачи из стран Евросоюза, в том числе из Германии, одной из самых передовых по части медицины, но, как оказалось, имеющей проблемы в трансплантологии и сильно отстающей по показателям посмертного донорства от Испании (10 изъятий органов на 1 млн. человек).
В странах Центральной и Латинской Америки Испания уже в течение 11 лет развивает программу Альянса партнерства и сотрудничества профессионалов трансплантологии, в рамках которой обучают врачей, ведут активную информационную кампанию среди населения, и в результате за это время там было сделано более 15 тысяч операций по пересадке органов. Показатель донорства в странах-участницах проекта (Уругвай, Аргентина, Доминиканская Республика, Венесуэла, Куба, Чили, Мексика, Колумбия, Перу, Панама, Боливия, Бразилия) составляет 8?человек на 1 млн. населения.
В России, по данным ФГБУ «Федеральный НЦ трансплантологии и искусственных органов им. академика В.И. Шумакова», в 2014 году было выполнено 1500 операций по пересадке различных органов, большая часть из них (более 1000) – это пересадки донорской почки. По оценкам экспертов, это в 8–10 раз меньше, чем необходимо для России. Если в той же Испании время ожидания органа оставляет несколько месяцев, то в России люди ждут трансплантации почки 2–3 года. Главная проблема, мешающая развитию российской трансплантологии, – нехватка донорских органов и отсутствие четко прописанного в законодательстве механизма изъятия и использования посмертных органов для трансплантации.