Posted 17 сентября 2015, 21:00
Published 17 сентября 2015, 21:00
Modified 8 марта, 03:33
Updated 8 марта, 03:33
Большой зал Консерватории (ей в этом сезоне исполнится 150 лет) с превосходной акустикой и такими родными портретами композиторов на стенах – один из первых кандидатов при ответе на вопрос: «Куда пойти на классическую музыку». В доме у памятника Чайковскому анонсированы Геннадий Рождественский, Александр Лазарев, Ксения Дудникова и Хибла Герзмава.
Международный фестиваль Динары Алиевой «OPERA ART» предлагает 4 октября «Иоланту», в которой Алиева дебютирует в главной партии, а ее партнерами станут Василий Ладюк и Николай Диденко. Любители современной музыки получат Лигети, Ксенакиса и Уствольскую. Прозвучат «Песнь о земле» Малера и оратория Шумана «Рай и Пери». Рояль прославят Элисо Вирсаладзе, Алексей Володин и Борис Березовский, виолончель – Александр Рудин.
Отдельный проект посвящен победителям последнего конкурса Чайковского, в том числе – лауреату первой премии среди пианистов Дмитрию Маслееву (его концерт пройдет 28 января). Не пропустите изысканный концерт 21 мая в Рахманиновском зале – ансамбль Questa Musica под руководством Филиппа Чижевского и вокально-хоровой ансамбль «Интрада» исполняют «Мессу для двойного хора a’cappella» Мартена и «Три хора на стихи Алексея Толстого» Свиридова.
А с 6 по 12 января в Малом зале Консерватории пройдет традиционный – уже девятнадцатый – фестиваль камерной музыки «Возвращение». Это, можно сказать, мини-эпопея для гурманов: играют успешные, состоявшиеся российские музыканты, специально приезжающие на родину из-за границы, тематические программы не повторяются, а в афише всегда есть «концерт по заявкам», но не зрителей, а исполнителей.
Если закрыть глаза и наугад ткнуть в афишу концертов филармонического Зала имени Чайковского, почти наверняка попадешь в стоящее мероприятие. Обилие выбора в Московской филармонии просто губит: программы детские и образовательные, семейные и просветительские, популярные и элитарные. Впрочем, последние тоже популярны. Особенно абонементы «Оперные шедевры» и «Вершины мастерства. Барокко». В этом сезоне можно послушать – в концертном исполнении – «Гамлета» Тома, «Милосердие Тита» Моцарта и «Роберто Девере» Доницетти. Барочные вершины мастерства – редчайший на музыкальных подмостках родины «Сирой» Хассе и лирико-героический «Ксеркс» Генделя. Среди солисток – Лора Клейкомб, Анна Бонитатибус, Юлия Лежнева и Малена Эрдман, этот блистательный список комментариев не требует.
Что еще? В абонементе «Музыка соборов» выступит Хор Сикстинской капеллы (Хор Папы Римского). К 300-летию Баха его музыкой продирижирует выдающийся маэстро аутентизма Филипп Херревеге. Владимир Юровский (на фото) и его оркестр имени Светланова подарят Веберна с Бетховеном и Стравинского с Губайдулиной, а в начале лета – очередной (интереснейший) проект «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает». В этом году отмечается 80-летие ГАСО, и Юровский лелет еще один план – сыграть к юбилею 80 российских премьер, «если концертов хватит».
Российский национальный оркестр во главе с Михаилом Плетневым сосредоточится на Сен-Сансе, Франке и Шостаковиче. К 175-летию со дня рождения Чайковского предусмотрены специальные программы. Еще «Девять веков органа» и православные песнопения, вариации на темы рококо и виртуозы гитары.
Следующий источник счастья – Московский международный дом музыки. На его площадках пройдут два декабрьских концерта уникального пианиста Люки Дебарга – лауреата конкурса Чайковского, ставшего абсолютным любимцем публики. Сперва планировался один вечер, 22 декабря в Камерном зале, но так как билеты расхватали буквально за часы, решено добавить второй концерт в Светлановском зале. В Доме музыки же 15 января пройдет концерт с двумя разностильными «Реквиемами» – Моцарта и Ллойда-Уэббера.
Интереснейшие программы предлагает Кафедральный Собор Петра и Павла. Из ближайших событий – октябрьский международный фестиваль средневековой музыки, в рамках которого исполняют вещи, дошедшие «до нас по рукописям почти тысячелетней давности». Легенда и реальная история Гаммельнского крысолова, тайны брабантского двора XIII века и мистериальная драма «Жених», созданная еще двумя веками ранее в Аквитании. А также мировые премьеры, редкие исторические инструменты и средневековая латынь.
Фестиваль Мстислава Ростроповича начнется, как всегда, 27 марта и будет посвящен 90-летию со дня рождения Галины Вишневской. Программа пока не оглашается. Зато появились подробности фестиваля «Опера априори» – и сроки (с февраля по июнь), и имена всемирно известных участников. Среди них бас Рене Папе с вагнеровской программой и контратенор Макс Эмануэль Ченчич с барочными неаполитанскими ариями. И диапазон шедевров – от «Маленькой торжественной мессы» Россини до вокального цикла Валерия Гаврилина. В общем, сезон грядет нешуточный, и музыка предлагается на любой вкус.