Позволительная роскошь

17 сентября 2015, 00:00
Россияне тратят на еду, спиртное и сигареты больше денег, чем это делают жители других стран, – такой вывод вытекает из исследования «ЕС в мире» (The EU in the World). В этом обзоре приводятся статистические данные по Евросоюзу, которые авторы сравнивают с цифрами из 15 стран, входящих в G20, – таких, как Индия, Турция

В исследовании расходы на потребление в домашнем хозяйстве фигурируют в следующих категориях: продукты питания, алкоголь и сигареты, одежда и обувь, услуги ЖКХ, мебель и обстановка жилья, здравоохранение, транспорт, средства коммуникации, отдых и культурные мероприятия, образование, рестораны и отели.

Так вот, у наших сограждан почти треть (30,7%) расходов приходится на продукты – это самый высокий показатель среди всех стран «большой двадцатки». Правда, мы не намного опережаем Индию с ее показателем 29,9%. Меньше всех на еду и безалкогольные напитки тратят жители Соединенных Штатов – 6,8%.

По оценкам экспертов, структура потребления в России еще очень далека от той, что сложилась в развитых государствах. Причем из-за продолжающегося кризиса, из-за инфляции очевидно, что в обозримой перспективе доля расходов на питание будет только расти.

Исследователям давно известен факт: в странах с обеспеченным населением и мощным, многочисленным средним классом основная часть трат уходит на досуг, путешествия, коммуникации, качественную платную медицину и образование, на технику и одежду. Там же, где доходы низки, а цены – напротив, картина принципиально иная: на покупку продовольствия люди вынуждены выделять львиную долю своих бюджетов.

На втором месте в России – расходы на транспорт (12,5%), на третьем – услуги ЖКХ (10,3%). На алкогольные напитки и табачные изделия россияне тратят намного больше остальных представителей G20 – 8,3%. Самый высокий после нашей страны показатель – 4,1% – у жителей Евросоюза. В Австралии и Канаде на это уходит 3,5% средств, в Индии – 3,2%, а в Саудовской Аравии – вообще 0,5%.

Еще один рекорд россиян – расходы на одежду и обувь (9,2%). А меньше всего, как выяснятся, мы тратим на образование (3,4%) и здравоохранение (3,7%).

«В социологических опросах на потребительскую тему есть несколько градаций, – заметил в комментарии для «НИ» старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков. – Например: «могу позволить себе дорогие покупки, такие, как квартира, машина», «могу купить бытовую технику», «могу купить одежду», «могу купить еду». В последнем случае на товары длительного пользования денег у человека уже не остается. Да, в России довольно много бедных, и они тратят деньги преимущественно на еду».

Что касается алкоголя и сигарет, то собеседник «НИ» напомнил, что для нашей страны это в каком-то смысле национальная традиция: «К примеру, в Японии ничего такого нет. В целом же исследование «ЕС в мире» подтверждает устойчивое представление о России как о стране со средним доходом».

Директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева считает, что если в случае с табаком есть тенденция к снижению доли, поскольку каждое следующее поколение курит меньше предыдущего, то с алкоголем – никаких надежд нет: «Лет пять-шесть назад наблюдалось легкое сокращение потребления алкоголя, однако сейчас мы снова вернулись к тому, что Россия – пьющая страна».

Если же говорить об услугах ЖКХ, то доля расходов на них довольна велика во всех странах мира: в среднем 15–20%. Больше остальных на «коммуналку» тратят в Японии – 25,6%. Меньше всех – в Китае (8,9%). У нас государство компенсирует расходы на сферу ЖКХ, если они оказываются выше установленного уровня. Однако сейчас, в кризис, расходы только растут. Скажем, в Москве платежка летом подорожала сразу на треть – после очередного повышения стоимости услуг, а также с началом взимания платы за капремонт.

«Согласно статистике, у нас только треть населения имеет «лишние» деньги, которые можно сберегать и накапливать, – сказал «НИ» член-корреспондент РАН, директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. – Остальные живут от получки до получки. Основные направления их трат – еда, ЖКХ и лекарства. Все эти позиции уже подорожали и будут неизбежно дорожать еще».

#Экономика #Новости
Подпишитесь