Posted 14 сентября 2015,, 21:00

Published 14 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:35

Updated 8 марта, 03:35

Все уже здесь

Все уже здесь

14 сентября 2015, 21:00
На протяжении минувшей недели в небольшом подвале Театра.doc побывали, кажется, все драматурги и режиссеры, создающие современный театр. Один из старейших драматургических фестивалей в России, ежегодно проходящий в самом начале сентября, как бы предваряет новый сезон и представляет краткий обзор тем и героев, с которым

Впервые за много лет «Любимовка» не в легендарном «доковском» подвале в Трехпрудном переулке. Впрочем, есть в этом и положительный момент – зал в Малом Казенном, где теперь обосновался Театр.doc, может вместить на сотню зрителей больше. А в остальном фестиваль верен себе: голые кирпичные стены подвала, черный потолок и необузданность зрительской толпы, которую здесь рассаживают или расставляют на ступеньках, на полу, на условной сцене позади и перед актерами. И зрители знают, зачем идут: только здесь можно разглядеть театр «в зародыше», на стадии читки, и стать соучастником рождения будущей театральной легенды.

Драматургический марафон 26-й «Любимовки» вновь демонстрирует противостояние уральской школы и так называемого «тольяттинского драматургического феномена». Представители уральской школы – прямые или опосредованные ученики драматурга Николая Коляды – из года в год составляют треть программы. Первая из них – успешный и востребованный автор Ярослава Пулинович.

Из дебютных пьес уральской школы самой обсуждаемой на фестивале оказалась «Моя старость» екатеринбургского автора Таи Сапуриной, где в образах трех поколений женщин одной семьи (роль одной из них прочла актриса Оксана Мысина) явлен круговорот человеческой жизни. В ярком контрасте с хоть как-то обнадеживающей Сапуриной – екатеринбургский тележурналист Иван Андреев. Его антиутопия «Чихуахуа» в режиссуре Талгата Баталова стала жестким провокационным высказыванием. В истории о том, как ловко государственная машина в целях экономии отменяет тюрьмы и превращает сплоченную толпу «законопослушных граждан» в орудие истребления инакомыслящих, автор не оставляет и намека на свет в конце тоннеля.

Суровый и самобытный драматург «тольяттинского феномена» Юрий Клавдиев с пьесой-житием «Победоносец»; буржуазный Иван Вырыпаев с авторской читкой еще не дописанной истории «Солнечная линия»; пьеса в стихах «Счастье не за горами» Андрея Родионова и Екатерины Троепольской о «пермской культурной революции», которую представили актеры Мастерской Брусникина… «Любимовка» этого года ежедневно ошарашивала зрителей событиями, каждое из которых достойно отдельного разговора. И каждая из этих пьес – уже в пути на конкретную сцену.

Одной из самых ожидаемых премьер стала и новая работа старшего представителя тольяттинской драматургии Вячеслава Дурненкова. В структуре пьесы «Антикафе» о том, как молодые люди в провинции пытаются начать свой бизнес, вдруг проявляются общие для современной драматургии черты. «Главные герои онемели, – высказывается на обсуждении худрук Театра.doc Михаил Угаров. – В движении пьесы все разваливается. Но в этом больше правды, чем когда все складывается. Изменился театр, изменилось время».

И если тематически пьесы фестиваля по-прежнему разнообразны, то в вопросах формы очевидна тенденция. «Сюжета может не быть, центральной идеи или героя, – поясняет один из организаторов фестиваля драматург Михаил Дурненков. – Сначала в драматургии появляется некий «аутсайдер», а потом это информационное поле захватывает всех. И становится понятно, что писать, как раньше, уже нельзя».

Таким «аутсайдером», создающим новый язык для нового театра, сегодня является минский драматург Павел Пряжко. Ломанная структура его пьес, бессобытийность и бесконфликтность, неправильность языка – все это задает современному театру провокационные вопросы и новый вектор развития: как это ставить? Пока на вопрос с успехом отвечает бессменный соавтор Пряжко режиссер Дмитрий Волкострелов. По его заказу была написана пьеса «Пушечное мясо», представленная на фестивале в исполнении актрис Светланы Ходченковой, Анны Чиповской и Светланы Устиновой. Поэтика пустоты, все сильнее захватывающая современных драматургов, захватила на время и зрителей читки «Мы уже здесь» – пьесы Пряжко, где люди, прилетевшие осваивать Марс, ведут такое же скучное и никчемное существование, как и на Земле, также не находя контакта друг с другом и заполняя пустоту бессмысленным повторяющимся говорением. Если ты не изменишь своего бездарного «сегодня», как бы говорит автор, то твоего «завтра» не изменит даже Марс.

По-прежнему существуя исключительно на энтузиазме организаторов, фестиваль не финансируется никакими государственными структурами – «Любимовка» тем не менее продолжает обрастать громкими именами режиссеров, поддержкой волонтеров, интернет-журналом и все большим количеством зрителей. И пока большие чиновники, собирающие экспертные советы и круглые столы о будущем русского театра, плодят искусственные «марсианские» формы культуры, все, кто реально выращивает театральное завтра российской сцены, уже здесь.

"