Для участия в выставке искусствовед и критик Валентин Дьяконов (это его вторая большая работа в качестве куратора) пригласил трех современных арт-мастеров. Самый известный из них – краснодарский художник Валерий Казас, «опредметивший» незавершенность литературного текста с помощью скульптуры. Бессюжетные объекты из разных пород дерева, на первый взгляд, могут даже показаться неуместными, на самом деле воспроизводят ту же фрагментарность, которая, как и текст Гоголя, может быть дополнена и наполнена каким угодно содержанием.
Еще более многогранна трехчастная видеоработа «Картошка» Люси Матвеевой. Фотограф и художница, родом из поселка Пено Тверской области, с помощью камеры запечатлела будни российской глубинки. «Картошка», с одной стороны, тоже образец фрагментарности, соединяющий в себе элементы докьюментари и игрового кино. С другой же – это абстрактная экранизация «Мертвых душ» или даже «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева – о дураках и дорогах.
Графические иллюстрации ко второму тому молодой художницы Марии Киселевой полны ироничных намеков на современную Россию и ее недавнее прошлое. Чичиков на одной из работ уж очень похож на экс-министра обороны Сердюкова, а встречающиеся на его пути помещики, с выбритыми черепами и в малиновых пиджаках, напоминают криминальных авторитетов лихих 1990-х. Это время, кстати, тоже символизирует своего рода недописанность, но уже историческую: ожидание больших перемен, которые не оправдались.
В качестве спецпроекта в одном из залов «Нового крыла» поместили камеру-обскуру, транслирующую все, что происходит на Никитском бульваре: спешащих по своим делам чичиковых, башмачкиных, дам, приятных во всех отношениях. И хотя организаторы не сводят идею выставки к шаблонной мысли о том, что у нас в стране ничего не меняется, знаменитый гоголевский вопрос – «Русь, куда ж несешься ты?» – кажется как никогда актуальным.