Шум вокруг действий России в Сирии был поднят некоторое время назад, после публикации в израильских СМИ сообщений о том, что россияне якобы воюют на стороне сил Башара Асада. Убедительных подтверждений приведено не было – все подтверждения этой новости, появлявшиеся в прессе и блогах, в основном сводились к фото российских военных, находящихся на нашей базе в сирийском городе Тартусе и на подступах к ней. Эта база (а точнее, пункт материально-технического обеспечения ВМФ) функционирует еще с советских времен. Однако известно, что российская активность в Сирии стала предметом обсуждения в ходе телефонного разговора министра иностранных дел России Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри. Между тем стали появляться сообщения о том, что две балканские страны (Греция и Болгария) отказались предоставить воздушные коридоры для транспортных самолетов России, перевозящих гуманитарные грузы в Сирию. Аналогичные грузы уже неоднократно доставлялись ранее в эту ближневосточную страну, в том числе через Балканы. Их везли по линии МЧС самолетами Ил-76.
Позднее, однако, Греция выступила с опровержением, а после и Болгария подтвердила, что россияне все-таки смогут лететь через территорию этой страны. В происшедшем в России немедленно увидели «руку США» – благо, своего недовольства российской гуманитарной миссией в Сирии и большие сомнения в том, что она носит именно гуманитарный, а не военный характер, в Вашингтоне не скрывали.
Впрочем, в Греции и Болгарии отрицают, что принимали решение относительно воздушного коридора под давлением США. Посольство Греции в России распространило комментарий официального представителя МИД своей страны Константина Кутраса. Он в ответ на вопрос журналистов о том, оказывалось ли на его страну какое-либо давление в связи с полетом российской авиации, ответил отрицательно. «Не только не было выражено недовольство или любой отрицательный комментарий греческому правительству от любой стороны в отношении выдачи разрешения для пролетов через греческое воздушное пространство, но, наоборот, была высоко оценена позиция Греции по этому вопросу», – заявил Кутрас.
Эксперты по-разному оценивают шум, который вызвала российская гуманитарная миссия в Сирии. Член научного совета московского центра Карнеги Алексей Малашенко не спешит с порога отметать версию о том, что российские солдаты воюют на сирийской территории. Он напоминает, что и присутствие наших военнослужащих в Крыму тоже сначала отрицалось. «Я хочу только надеяться, что в нашей стране не нашлось таких идиотов, которые бы направили наших солдат на сирийскую гражданскую войну», – сказал он «НИ». А вот старший научный сотрудник отдела Центра международной безопасности ИМЭМО Владимир Сотников ищет истоки «утки» об участии российских военных в боевых действиях в Сирии в политике нашей страны на Ближнем Востоке и противодействии ей со стороны Вашингтона. «Мы не скрываем, что поставляем Асаду оружие, – сказал он «НИ». – Но чтобы там на линии фронта находились наши войска… Прямо скажем, это маловероятно». По его мнению, слухи об участии российских военных в боевых действиях в Сирии преследуют цель дискредитировать позицию России, которая в последнее время проявляет заметную активность на ближневосточном направлении. Достаточно вспомнить июньский визит в нашу страну министра обороны Саудовской Аравии принца Мухаммеда бен Сальмана – представителя страны, играющей одну из ключевых ролей в событиях, происходящих в Сирии.