Posted 8 сентября 2015, 21:00
Published 8 сентября 2015, 21:00
Modified 8 марта 2024, 03:17
Updated 8 марта 2024, 03:17
Инициативу Кэмерона поддержало впечатляющее большинство членов палаты общин – 316 депутатов. Против высказалось лишь 53. Тем не менее, вовсе не факт, что британцы обязательно поддержат идею выхода из Евросоюза. Сейчас количество твердых сторонников «прощания» с ЕС не так уж и велико: по разным опросам, не более 20%. Правда, тех, кто выступает за сохранение членства страны в Евросоюзе. немногим больше. Основная масса британцев колеблется и, вероятно, будет определяться в своих симпатиях ближе к дате референдума. Однако очевидно, что Евросоюз получил серьезный «сигнал тревоги», как назвали британское голосование на одном из немецких интернет-порталов.
Нельзя сказать, что угроза единству ЕС пришла откуда не ждали. Кэмерон, хоть и пользуется репутацией, скорее, не евроскептика, а сторонника реформирования Евросоюза на удобных Великобритании условиях, высказывался за референдум относительно членства в этой организации давно, еще до парламентских выборов 7 мая этого года. «Давая обещание провести референдум, он прежде всего хотел сохранить единство своей Консервативной партии, где сильны евроскептики, – замечает в комментарии «НИ» руководитель центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева. – Кроме того, он опасался, что голоса у консерваторов может отобрать Партия независимости (UKIP), выступающая против членства страны в ЕС». Возможно, Кэмерон не предполагал, что идею референдума удастся реализовать. Большинство экспертов и предвыборные опросы предрекали, что будущее правительство станет коалиционным, с участием либерал-демократов или лейбористов, в целом выступающих за сохранение страны в ЕС. Однако, как выразилась Ананьева, «жизнь опрокинула все прогнозы». Консерваторы одержали победу и смогли сформировать однопартийное правительство. В этих условиях Кэмерону, видимо, не остается ничего другого, кроме как выполнить свое предвыборное обещание.
Стоит заметить, что британский премьер все же пытался провести собственную линию, однако безуспешно: евроскептики его победили. Первым поражением Кэмерона стало изменение вопроса, который будет вынесен на референдум. В редакции премьера он должен был звучать так: «Считаете ли вы, что Великобритания должна быть членом Европейского союза?» Однако эта формулировка не понравилась Избирательной комиссии. Она заявила, что не все британцы знают, что их страна входит в ЕС, поэтому просто не поймут, за что голосуют. Аргумент курьезный, но соответствует действительности: и правда, судя по опросам, многие британцы имеют довольно смутное представление о том, в какие организации входит их страна. Вторая формулировка, внесенная правительством («Должно ли Соединенное Королевство остаться членом Европейского союза?») так же была отклонена, но на этот раз парламентом. Консерваторы-евроскептики резонно посчитали, ссылаясь на многолетний опыт самых разных голосований и референдумов, что убедить людей голосовать «против» всегда труднее, чем «за». Поэтому окончательная формулировка вопроса будет звучать так: «Должно ли Соединенное Королевство остаться членом Европейского союза или выйти из него?» При этом возможности правительства агитировать за членство в ЕС так же оказались ограниченными: официальная агитационная кампания референдума начнется за четыре недели до его проведения. Между тем за выход страны из Евросоюза пока агитирует сама складывающаяся вокруг Великобритании ситуация. Окончания наплыва беженцев в Европу, тысячи из которых, к недовольству британцев, мечтают попасть на берега Туманного Альбиона, до сих пор не видно.