Posted 7 сентября 2015, 21:00
Published 7 сентября 2015, 21:00
Modified 8 марта, 03:19
Updated 8 марта, 03:19
Об этом свидетельствуют результаты опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенного совместно с рядом благотворительных структур.
По результатам исследования НАФИ, в котором приняли участие 1,6 тыс. человек из 42 регионов РФ, выяснилось, что почти половина россиян (44%) целиком или с оговорками доверяет благотворительным организациям, а 43% – абсолютно или скорее не доверяют. Наиболее противоречивы в своем мнении оказались опрошенные в возрасте от 35 до 44 лет.
Среди них недоверие благотворителям выразил фактически каждый второй. Но при этом 16% респондентов отдавали свои средства через подобные организации, сохраняя к ним прохладное отношение.
Любопытно, что среди тех, кто передавал средства лично в руки нуждающимся, не доверяют фондам 40%, тогда как среди людей без опыта жертвования таких почти половина.
Директор аналитического центра Русфонда Марина Аларичева объясняет этот феномен следующим образом: «Допустим, человек отправляет сумму, которую не жалко, например, через SMS: может быть, правда, помогут? Изменит ли человек свое отношение к организациям, зависит от того, проверит ли он, как использовали его пожертвование и как отчитается сама организация».
Более половины опрошенных (53%) придерживаются точки зрения, что благотворительность не пострадает, если будет совершаться анонимно. Каждый четвертый (27%), напротив, считает благотворительность пуб–личной сферой. Любопытно, что среди тех, кто выбирает анонимные пожертвования, гораздо больше жителей городов, чем сел (57% против 43%). А в лидерах по численности жертвователей, прибегающих к помощи благотворительных фондов, – жители Южного федерального округа (31%). Зато в дальневосточном регионе, наоборот, крайне низкий уровень доверия к благотворительным организациям.
Показательно, что люди, продвинутые в плане владения современными IT-системами, чаще становятся благотворителями. Так, среди тех, кто ежедневно заходит в Сеть, пожертвования совершают до 40% респондентов; 16% из них – через благотворительные организации, 24% передают средства лично в руки.
Как показало исследование, неблагоприятное с точки зрения экономики время по сути не повлияло на благотворительные побуждения жителей Уральского федерального округа: 77% жертвуют столько же, сколько и раньше; 10% стали жертвовать даже в больших объемах. Зато падение доходов и ухудшение общих жизненных перспектив сказалось на благотворительных намерениях жителей Сибири: каждый второй здесь стал жертвовать меньше, чем раньше.
А еще, как показало исследование, именно сейчас, в кризис, благотворительная активность заметнее проявилась у людей с невысоким уровнем образования. Грустно, но факт: получается, что умный и образованный (и, как можно предположить, потенциально более зажиточный), считает копеечку и не спешит проявлять гуманизм к бедным и больным.
Директор по исследованиям НАФИ Тимур Аймалетдинов, комментируя результаты опроса, отметил, что было бы целесообразно распространять простые формы перевода денег в благотворительные фонды, с тем чтобы убрать лишние препоны в цепочке пожертвований и, таким образом, не снижать их объемы.
Руководитель отдела по работе со сторонниками Всемирного фонда дикой природы (WWF) Ольга Бандалова к числу сложностей, возникающих при благотворительных платежах, относит техническое несовершенство операций – например, отсутствие раздела «Благотворительность» во многих кабинетах интернет-банкинга. По общей ее оценке, сами механизмы регулярных платежей в нашей стране пока далеки от идеальных. И это – одна из причин пресловутого недоверия к фондам. «Если вы захотите оформить списание самым популярным способом, через СМС, ваша попытка будет успешной только в 50% случаев, – сказала эксперт «НИ». – Чаще всего проблема бывает связана с тем, что человек не успевает подтвердить свое пожертвование за те 20–30 минут, которые предоставляет ему для ответа оператор. Оформить списание с карт некоторых банков невозможно в принципе. Но ситуация постепенно улучшается».